Понимание святого языка — Одежды в Танахе — часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2265

Продолжая тему одежд, упоминаемых в Танахе, нельзя не отметить удивительную глубину святого языка. Казалось бы, какая может быть связь между одеждой и межчеловеческими отношениями?

שלמה (сальма) – важные одежды, накидка, שמלה (симла) – одежда, платье, талит, простыня.

Раши утверждает, что это пример тех слов, где буквы могут менять свою последовательность без изменения смысла слова, так же, как в словах «кесев» (כשב) и «кевес» (כבש). Но не все ришоним соглашаются с этим. Некоторые поясняют, что сальма– это одежда, которой окутываются. Так это видится из примера с Ахией а-Шилони, как сказано: «И было, вышел в то время Йеровам из Иерусалима, и встретил его на дороге пророк Ахия Шилониянин, укрывался (מִתְכַּסֶּה), а они вдвоем – одни в поле. И схватился Ахия за новую одежду, которая была на нем, и разорвал ее на двенадцать лоскутков» (Млахим 1, 11:29). Также это видно из стиха в Теилим (104:2): «Окутанный светом, словно одеянием (כַּשַּׂלְמָה)».

Еще один пример – из книги Йеошуа. Один из кнаанейских народов, который проживал в земле Израиля, решил заключить союз с Йеошуа путем обмана. Они решили выдать себя за пришельцев из далекой страны. Чтобы ввести предводителя еврейского народа в заблуждение, они обули истоптанные сандалии, нагрузили на своих животных меха для воды с заплатками, надели обветшалые одежды: «И обувь ветхая с заплатами на ногах их, и одежда ветхая (וּשְׂלָמוֹת בָּלוֹת) на них; и весь дорожный хлеб их был сухой, заплесневелый» (Йеошуа, 9:5). Сказано здесь «сламот» а не «симлот», потому что для создания ошибочного впечатления было достаточно только внешних одежд, в которые они были укутаны.

Только такой вид одежды, как мадим (униформа, доспехи) изготовлялся в точности по размерам человека, а все другие одежды были гораздо большего размера. При этом,симла может быть как верхней, так и нижней одеждой, изготовленной и в соответствии с размерами человека, и не по размеру. Но в обоих случаях это будет важная одежда.

Когда же симла не подходит по размеру, она может быть использована как простыня, как сказано: «И вот, он возводит умышленные нарекания, говоря: не нашел я у дочери твоей девственности; но вот признаки девственности дочери моей. И расстелют одежду (простыню) (הַשִּׂמְלָה) пред старейшинами города» (Дварим, 22:17)».

Одежда и отношения между людьми

В третьей главе Мегилат Рут рассказывается о том, как Наоми советует своей невестке Рут попытаться устроить сватовство с Боазом (Рут, 3:3): «Так омойся, и умастись, и надень на себя одеяния (שִׂמְלֹתַיִךְ) свои, и сойди на гумно, но не давай этому человеку узнать себя, пока не кончит он есть и пить». Поясняют в трактате Шаббат (113б), что Наоми сказала Рут, чтобы та надела свои субботние одежды.

Подобным образом поясняет Раши и произошедшее между Йеудой и Тамар. «И он сказал: какой же залог дать мне тебе? И она сказала: печать твою, и нить твою, и посох твой, что в руке твоей» (Берешит, 38:18). Пишет Раши, что Йеуда оставил ей в залог печать и симла (верхнюю одежду), что была на нем. Рамбан спорит с этим, утверждая, что не может быть, чтобы человек оставил свои одежды и ушел нагим. Но в соответствии с приведенным выше пояснением, мнение Раши понятно. Ведь симла – это, как правило, важные верхние одежды. И Йеуда, оставшись в нижних одеждах, вполне мог добраться до своего дома.

Но что подтолкнуло Раши пояснить использованное в стихе слово «птиль» не как «нить», а как «симла» – «одежда»? В Мидраше (Берешит Раба, 75:5) говорится, чтосимла – это талит. А это значит, что нитью, о которой говорится в стихе, был цицит на верхней одежде Йеуды. И, по-видимому, это была важная одежда, которую носили мудрецы Торы и важные люди.

Приводится в трактате Кидушин (29б), что рав Хисда восхвалял рава Амнуну, утверждая, что он большой мудрец Торы. Услышав это, рав Уна попросил организовать ему встречу с этим важным человеком. Когда предстал рав Амнуна перед равом Уной, тот спросил его: «Почему голова твоя не покрыта сударом (большая накидка, в которую закутывались и которая покрывала голову)»? Ответил ему рав Амнуна, что он не надевает эту одежду, потому что он еще не женат. Услышав такой ответ, отвернулся рав Уна от рава Амнуна и сказал: «Пока не женишься, не увидишь моего лица». Из этой истории видится, что мудрецов Торы и женатых людей отличал от холостяков особый вид одежды, в который они укутывались и покрывали голову. Также рассказывается в трактате Авода Зара (4а), что когда вероотступники хотели опозорить рава Сафру, они спустили ему тот же судар с головы на шею. Рав Сафра не смог ответить на их вопрос, и этим действием они хотели подчеркнуть, что в их глазах он не мудрец Торы.

Одежды и супружеская верность

Часто в Писании одежда (לְבוּשׁוֹ) используется для описания семейных отношений. Так, когда Рут обращается к Боазу с просьбой о женитьбе, она говорит: «И сказал он: кто ты? А она сказала: я Рут, раба твоя! Простри полу [одежды] своей (כְנָפֶךָ) на рабу твою» (Рут, 3:9).

Как известно, книга Эзры описывает период возведения Второго Храма. Во главе народа Израиля тогда стоял Эзра, который руководил всем, что было связано с религиозной жизнью евреев. Правда, сам он прибыл в Святую Землю лишь через двадцать четыре года после первой волны возвращения, и через четыре года после того, как Второй Храм уже был возведен. Когда Эзра прибывает в Иерусалим, то в первую очередь он узнает о страшном явлении в еврейской среде. Ему становится известно, что очень многие евреи имеют нееврейских жен. И что именно еврейская знать, более, чем другие слои общества, повинна в этом. Правда, жены эти не были единственными. Многоженство тогда еще было принято, и многие евреи ввели в свои дома «жен» из местных народов. Но как евреи, нашедшие в себе силы на переселение в Святую Землю, вдруг настолько пали в моральном плане? Рассказывает Мидраш (Берешит Раба, 18:8), что евреи, решившиеся воспользоваться разрешением царя Кореша на переселение в Святую Землю, находились в дороге четыре месяца. За это время лица их жен обветрились и почернели от загара. Их мужья оставили в стороне утративших привлекательность жен и ввели в свои дома красивых неевреек. Униженные еврейские жены собирались возле жертвенника в Храме и плакали. И об этом говорит пророк Малахи (он же – Эзра, согласно одному из мнений в Талмуде) (2:13): «И вот второе, что делаете вы: покрывается слезами жертвенник Г-сподень [с] плачем и стоном, так что не обращается [Он] больше к дару и не благоволит принять [жертву] из руки вашей».

В конце пророчества Малахи произносит: «Ибо кто ненавидит – прогоняет, – сказал Г-сподь, Б-г Израиля, – покрывает насилием одежду (לְבוּשׁוֹ) свою … так берегите дух свой и не изменяйте!» (2:16). Что имеет в виду пророк, говоря: «покрывает насилиемодежду (לְבוּשׁוֹ) свою…»? Поясняют комментаторы, что пророк обличает евреев за моральное падение – за то, что они, по сути, ведут двойную жизнь. Когда приходят к тебе с упреком, ты выставляешь свою законную, еврейскую жену. Ты делаешь вид, что не понимаешь, чего от тебя хотят. Ведь ты женат «по закону Моше и Израиля». Но ведь вместе с этим есть у тебя и еще одна женщина, сожительство с которой является преступлением.

Поясняет рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра, 5:15), что слова «мааль» (измена) и «меиль» (плащ) имеют общее происхождение. Также общее происхождение имеют и слова «бгида» (измена) и «бегед» (одежда). Потому что человек, грешащий тайно, как бы прикрывается своей одеждой, чтобы грех не стал очевиден всем. А люди, в свою очередь, нередко судят о человеке в соответствии с его внешним видом. Часто случается, что первое впечатление, только по внешнему виду, богед (изменяет, врет) – подводит нас, вводя в заблуждение. Теперь ясно, почему, узнав о безобразном поведении многих евреев, Эзра рвет на себе именно эти одежды – бегед и меиль. «А с наступлением [часа] вечерней жертвы встал я, постящийся, в разорванной одежде (בִגְדִי) и [рваном] верхнем платье (וּמְעִילִי), и пал на колени, и простер руки свои к Г-споду, Б-гу моему. И сказал я: Б-же мой! Стыдно и срамно мне, Б-же мой, поднять лицо свое к Тебе, ибо грехов наших множество – выше головы, а вина наша возросла до небес» (Эзра, 9:5-6).


http://www.beerot.ru/?p=22966