Элуль и Шофар — «Я принадлежу возлюбленному, и возлюбленный мой принадлежит мне»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2141

«Я принадлежу возлюбленному, и возлюбленный мой принадлежит мне»

Есть известный стих в Шир а-Ширим (6:3): «Я принадлежу возлюбленному, и возлюбленный мой принадлежит мне» (אֲנִי לְדוֹדִי וְדוֹדִי לִי). Если взять начальные буквы слов этого стиха, то получается слово אלול, название месяца Элуль. Именно в этот месяц еврейский народ укрепляется в раскаянии и приближается к своему возлюбленному – Всевышнему.

И Он сам протягивает нам руку и приближает к Себе. В свою очередь, если взять последние буквы слов этого стиха, то окажется, что это четыре буквы י (йуд), гиматрия (числовое значение) этой буквы равна десяти. Всего получается сорок, что соответствует сорока дням, предназначенным для раскаяния – дням между новомесячьем Элуля и Йом Кипуром.

Шофар

Алахический кодекс «Арбаа Турим» (Орах Хаим, §181) приводит мидраш из «Пиркей де-раби Элиэзер» (46): «В первый день месяца Элуль сказал мне Всевышний подняться на гору, чтобы получить вторые скрижали завета, и тогда же протрубили в шофар во всем стане Израиля, чтобы не ошиблись евреи и не сделали себе вновь идола (как это было во время первого поднятия Моше на гору Синай). И сам Всевышний поднялся в том звуке шофара, как сказано: “Вознесся Б-г при звуках трубных, Г-сподь – при звуке шофара” (Теилим, 47:7). Поэтому установили наши мудрецы, чтобы с наступлением месяца Элуль во всех общинах трубил в шофар после молитвы».
Видно из слов «Арбаа Турим», что есть две разных причины трубления в шофар каждый год в месяц Элуль. В новомесячье Элуля трубят по причине предостережения от идолопоклонства, а в течение всего этого месяца трубят для того, чтобы пробудить к тшуве, раскаянию.
Бах (великий мудрец Торы рав Йоэль Сиркис, известный как Бах, – по названию своего основного труда – «Байт Хадаш»), комментируя этот параграф, добавляет еще одну причину трубления в шофар: запутать Сатана, чтобы он не мог доносить Всевышнему о грехах народа Израиля. Кроме того, Бах добавляет, что сорок дней от начала месяца Элуль и до Йом Кипура – это особенное время, данное нам в подарок, время, когда Всевышний близок к нашему народу, и когда наша тшува принимается Им.
Сказано в книге «Хаей Адам» (138), что эти дни принесли нам прощение греха золотого тельца. Моше поднялся в рош ходеш Элуль на гору, а через сорок дней спустился с новыми скрижалями завета, и это было знаком, что Всевышний простил наш народ. С тех пор установлено, что эти дни особенно желанны перед Всевышним. Свыше пробуждаются особые силы милосердия, и поэтому они называются йемей рацон, днями благоволения.
Природа трубного звука такова, что она вселяет в сердца людей тревогу, как сказано у пророка Амоса (3:6): «Может ли народ не всполошиться, если прозвучит в городе шофар?» Звук шофара как бы призывает спящих пробудиться и всмотреться в свои поступки для того, чтобы раскаяться.
В канун Рош а-Шана в шофар не трубят, чтобы отделить трубление в Элуле, являющееся древним еврейским обычаем, введенным нашими мудрецами, от трубления в Рош а-шана, предписанного нам самой Торой.

http://www.beerot.ru/?p=5128