Адмор из Ожарова

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1871
адмор из ожарова, штибл, разгоняет много тьмы

Биография

Рав Моше Йехиэль Эпштейн родился в г. Ожаров (в Польше) в 5650 (1889) году. Его отец – адмор Авраам Шломо, четвертый в династии адморов из Ожарова; он был зятем рав Хаима Шмуэля, адмора из Хенчина.

В 5667 (1907) году рав Моше Йехиель женился; жена его умерла в цвете лет в 5679 (1919) году.

Еще до того, как ему исполнилось 30 лет, он был назначен главой суда Торы и адмором Ожарова и руководил общиной до своей эмиграции в Соединенные Штаты в 5687 (1927) году. Там он прожил 26 лет в уединении и скрытности.

В 5713 (1953) году он прибыл в Землю Израиля и поселился в Тель Авиве. Он приобрел известность своей беспредельной преданностью учебе и обширными познаниями во всех областях Торы – как в открытом, так и в тайном учении. Десятки своих книг «Эш Дат» и «Беер Моше» – комментариев к Торе и Танаху – он написал, не заглядывая в книги, поскольку был почти слеп. Он был одним из глав Совета великих мудрецов Торы и активно участвовал в деятельности организации «Агудат Исраэль».

Рав Моше Йехиэль умер 1 Швата 5731 (1971) года и похоронен в Бней-Браке.

 Глава первая.  Источник, бьющий все сильнее

Кроме того, что адмор из Ожарова, гаон и праведник рав Моше Йехиэль Эпштейн, был высоко ценим и уважаем как хасидский наставник, он прославился как выдающийся мудрец Торы. У него была редкостная память, о которой говорят: «как покрытая известью яма с водой, которая не теряет ни капли» (Пиркей Авот, 2:8). И сказал о нем гаон рав Аарон Котлер, что он был «наполнен и переполнен Торой», – разумеется, не по нашим представлениям, а по понятиям рава Котлера!

Наш учитель был слеп на один глаз, да и на втором у него было зрение примерно десять процентов. Многочисленные свои книги «Эш Дат» и «Беер Моше», примерно тридцать томов по всем разделам Торы, он надиктовывал, полагаясь на память, и проверка приводимых им цитат из Талмуда и книги «Зоар» показывала, что они были точными.

 «Нет этого в Иерусалимском Талмуде!»

Один их близких к дому адмора, знаток Торы рав Йеуда Шахори, рассказывает, что на каком-то семейном торжестве, в котором участвовал адмор, один из выступавших процитировал странный отрывок из Иерусалимского Талмуда. Возвращаясь с торжества, адмор заметил сопровождавшему его раву Исраэлю Кацу: «Нет этого в Иерусалимском Талмуде!» Рав Йеуда сказал по поводу этого следующее: «Меня не удивляет, что адмор столь определенно говорит, что нет таких слов в Иерусалимском Талмуде, – ведь это факт, что он знает весь Иерусалимский Талмуд, и здесь нет ничего нового. Новое в том, что адмор промолчал и не отреагировал, чтобы не причинить стыд тому выступавшему!»

 Человек обязан чтить свою Тору

Всякий раз, когда поступала в продажу одна из его новых книг, адмор пребывал в большой радости. Однажды он сказал по этому поводу: «Чувствую себя так, будто веду свою дочь под хупу».

Когда у него вышла в свет первая книга комментариев к Торе «Беер Моше», главы ешивы «Хаей Олам» в Иерусалиме решили организовать вечер в честь рава Моше Йехиэля с участием большинства ведущих мудрецов Торы и адморов. Я тоже удостоился присутствовать там; это было 8 хешвана 5725 (1964) года. Главной целью вечера было «оказание почестей Торе»; адмор открыл присутствующим, что согласился на это празднество лишь потому, что видит в нем чествование Торы, и добавил: «Каждый человек обязан почитать Тору, даже если это его Тора – открытия, которые он сам в ней сделал».

После благословений больших мудрецов Торы адмор выступил с длинной речью. Он изложил чудесные вещи, открывшиеся ему, острые и разносторонние, во всех частях Талмуда, и все по памяти – ведь, как уже говорилось, он был почти слеп.

На слушателей это произвело огромное впечатление; трудно было поверить своим ушам, слыша от адмора цельные логические построения – его открытия в области закона, в агаде, в Каббале и в учении хасидизма… И все – сплошным потоком, как будто читая с написанного…

 Двадцать часов подряд

Наш учитель был исключительно усерден в занятиях Торой – даже по меркам прежних поколений. Он свидетельствует о себе, что в молодости учился каждый день, стоя на ногах, около двадцати часов подряд. Спал он обычно в будни четыре часа в сутки, а в субботу – два.

Его острый интеллект верно служил ему в его деятельности в качестве активного члена Совета великих мудрецов Торы. Одаренный ясностью мышления и аналитическими способностями, он предлагал решения по запутанным проблемам, обсуждавшимся на заседаниях Совета.

 Углубленная учеба – в тесной связи с простым смыслом изучаемого

Рав Шломо Вольбе рассказывает о том, что слышал из уст адмора лично: «Однажды, когда я находился у адмора, он сообщил мне, что книга “Беер Моше” – комментарии к книге Дварим – уже готова к печати. Услышав это, я ответил: “Значит, скоро мы удостоимся увидеть ее вышедшей в свет!” Он, однако, ответил мне со свойственным ему изяществом слога так: “О, пока еще нет! Ведь сначала я должен поработать с этой книгой над самим собой! И разве это такое уж простое дело – выпускать книги?”»

В другой раз рав Вольбе высказался так: «Его книги наполнены замечательными открытиями, и человек понимающий найдет выдающиеся открытия во всем, что адмор обсуждает. Но и здесь руководит им его скромность: он радуется, как нашедший великое сокровище, любому источнику, который может представить читателю, будь то Талмуд, святая книга “Зоар” и т. д., – а свои открытия подает как бы невзначай, словом изящным и вкратце, прикрывая их умышленно от глаз взирающих».

И вот что еще сказал рав Вольбе: «Также и по нашим понятиям – евреев литовского направления – адмор был истинным гаоном, с широкими познаниями в разных частях Торы; и он делал в ней чудесные открытия благодаря глубокому проникновению в простой и истинный смысл ее слов. Пути мышления его – углубленное изучение при строгом следовании прямому смыслу».

 «Пусть возвратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие наставления Твои»

Адмор рав Моше Йехиэль был близок не только с хасидскими наставниками, но и со всеми великими мудрецами Торы. Он любил навещать время от времени Хазон Иша, гаона рава Ицхака Зеева из Бриска, праведного гаона рава Йехезкеля Левинштейна, гаона из Поневежа, гаона рава Залмана Сороцкина – главу суда Торы Луцка, а также других мудрецов, с которыми поддерживал связь. Когда он приехал в первый раз к Хазон Ишу, тот сказал о нем такими словами (Теилим, 119:7): «Пусть возвратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие наставления Твои». Другими словами, адмор – праведник, как сказано: «боящиеся Тебя», и также гаон, как сказано: «знающие наставления Твои».

продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=39844