Рав Йосеф Шломо Каанеман из Поневежа — 2 — Человек со взглядом в будущее

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1376

ГЛАВА ВТОРАЯ.  ЧЕЛОВЕК СО ВЗГЛЯДОМ В БУДУЩЕЕ

Мечта – или взгляд в будущее?

Сразу после своего прибытия в Землю Израиля рав Йосеф Шломо начал действовать ради осуществления своего великого замысла: «В Бней-Браке будет воздвигнута ешива для пятисот учащихся!» Чтобы осознать смысл такого заявления, нужно помнить, что в тот период во всем «новом ишуве» [еврейском населении Земли Израиля, прибывшем с последними волнами репатриации] не было такого количества тех, кто мог бы в ней учиться. Слова рава из Поневежа звучали как фантазия, но он не отступал. То, что выглядело как мечта, не имеющая никакой связи с реальностью, было для нашего учителя взглядом в будущее. Нужен был лишь тот человек, который обратит мечту в реальность.

После напряженной работы и десятков речей, произнесенных на эту тему, раву из Поневежа удалось «заразить» своим энтузиазмом нескольких филантропов, пришедших ему на помощь со скромными пожертвованиями.

Продолжая трудиться над основанием ешивы и мобилизацией необходимых для этого средств, он уже вынашивал следующий план: основание учреждений «Батей Авот» – детских домов для сирот из стран рассеяния, которые начали прибывать в Землю Израиля. У рава Каанемана еще не было денег на основание ешивы, но он, по своему обычаю, делал то, что считал нужным, без расчета, твердо полагаясь на Всевышнего, Который даст ему все, что нужно.

Величие его замыслов, однако, не ограничивалось основанием ешивы и учреждений в Бней-Браке. Изначальный план состоял в строительстве не менее восемнадцати ешив по всей стране. В его время общество не понимало, зачем нужны ему эти восемнадцать ешив, и кто в них будет учиться. В наши дни мы удостоились видеть в Израиле гораздо больше, чем восемнадцать ешив, и все еще есть нужда и смысл строить их еще.

Весть о возрождении

В тот период, вскоре после прибытия в Землю Израиля, рав из Поневежа написал слова, которые на фоне событий того времени кажутся удивительными. Статья была опубликована в печатном издании «а-Лапид» в Тель-Авиве. Следует обратить внимание на то, что эти слова опубликованы за восемь лет до создания государства Израиль, когда войска Гитлера, да сотрется его имя, захватывали Европу и продвигались в направлении Земли Израиля.

«Народ Израиля приближается, вне всякого сомнения, к тому будущему, которое пророки предвидели издревле. [Далее рав цитирует Рамбама, Законы царей]: “Не желали мудрецы и пророки дней Машиаха ни чтобы властвовать над всем миром, ни чтобы править другими народами, ни чтобы возносили их народы. И не для того, чтобы есть, пить и веселиться, – а только чтобы быть свободными для Торы и мудрости ее, и не было бы притесняющих и отвлекающих от нее… И не будет в это время ни голода, ни войны, ни зависти, ни соперничества, ибо благо будет изливаться обильно, и утонченных яств будет как пыли земной, и не будет никакого иного занятия на земле, кроме познания Всевышнего…”

Каждая пядь земли, которую мы покупаем, – это новый шаг к приобретению земли в наследие, и каждый новый ученик, который приходит изучать Тору в хедер или ешиву, – это шаг в продвижении к приходу нашего праведного царя Машиаха. Цель и устремление народа Израиля – в словах (Йешаяу, 54:13): “И все сыновья твои будут учениками Г-спода, и велико [будет] благополучие сыновей твоих”

Все, что мы делаем в сфере духовной жизни такого, что несовместимо с устремлениями народа Книги, народа святого, не может считаться сделанным во имя будущего нации… Самое большее – как остаток нашего темного галутного [изгнаннического] прошлого… Центральная, принципиальная точка в строительстве жизни на Земле Израиля – придать мощь и величие изучению Торы на ней…»

Дунам – за 48 лир

Мне запомнилась одна беседа с равом из Поневежа в тот период – после того, как он купил участки земли в районе Зихрон Яаков в Бней-Браке за огромные деньги, хотя у него не было в руках даже малой части этой суммы.

Рав Йосеф Шломо приехал в ешиву «Эйхаль а-Талмуд», в которой я тогда учился, и попросил у учащихся помочь ему в этом приобретении, а именно – чтобы каждый из них купил один дунам (1000 кв. м) земли. Цена одного дунама была тогда 48 лир. Я спросил его: каким образом молодой ученик вроде меня, питающийся за счет ешивы, может купить дунам земли в Зихрон Меире?

Рав из Поневежа спросил меня в ответ: «Какую сумму на карманные расходы Вы получаете в неделю от ешивы?»  Получив ответ, что я получаю одну лиру, он сказал: «На Ваши нужды Вам достаточно половины лиры. Если Вы будете откладывать каждую неделю вторую половину на приобретение участка, то через два года у Вас будет 48 лир – цена одного дунама»

И действительно, те, которые послушались рава и купили у него один дунам, со временем стали богатыми людьми…

Ешива «Ярхей Кала» – возникшая из ничего

Также и начинание под названием «Ярхей Кала», ставшее со временем неотъемлемой частью системы образовательных учреждений мира Торы, выглядело поначалу фантазией и мечтой – пока не было воплощено в реальность равом из Поневежа.

Гаон рав Йеошуа Зелиг Дискин, раввин Пардес Ханы, доверенное лицо и ученик рава из Поневежа, рассказывал: «Я несколько раз участвовал в собраниях в ешиве “Эйхаль а-Талмуд” в Тель-Авиве, на которых рав из Поневежа представлял свои планы относительно ешивы “Яерхей Кала”. Должен признаться, что замыслы эти казались мне тогда пустыми мечтаниями».

Однако рав из Поневежа, напротив, всем сердцем верил, что эти мечты осуществятся, и однажды он сказал: «Я знаю, что какие-то люди посмеются над моими словами… Эти планы обязательно осуществятся в наши дни!»

В течение нескольких лет он ездил из города в город и представлял людям, работающим ради пропитания, свой великий замысел: сделать так, чтобы у всех евреев был удел в Торе, и чтобы по крайней мере на две недели в году они превращались в учеников ешивы. Он говорил о том, как «вернуть Торе ее былую корону», и напоминал о ешивах Суры и Пумпедиты (важнейшие ешивы в Вавилонии на протяжении столетий после разрушения Второго Храма), в которых весь народ учился два месяца в году. Все это было тогда лишь мечтой – идеей, не имеющей опоры в реальности.

В 5713 (1953) году на торжественном открытии здания ешивы Поневеж рав Йосеф Шломо объявил, что в ближайший перерыв между учебными семестрами, то есть через три месяца, будет открыта ешива «Ярхей Кала». После короткого трехмесячного организационного периода она была открыта, и число участвующих в ее деятельности из года в год возрастало.

«Мы все – сторонники изучения Торы по раби Шимону»

В ешиву «Ярхей Кала» приезжали работающие евреи из всех слоев общества – те, которые, казалось бы, сделали работу ради пропитания основным и постоянным делом своей жизни, а занятие Торой – второстепенным и временным. Все это вроде бы согласуется с мнением раби Ишмаэля, который сказал (Брахот, 35б): «[Изучая Тору], придерживайся “земных” [то есть обычных, природных] путей», – в противоположность учащимся ешив, исполняющим то, что сказал раби Шимон бен Йохай: «Возможно ли, чтобы человек пахал в час, когда нужно пахать, и сеял в час, когда нужно сеять? … Тора – что же с ней будет?»

Рав из Поневежа объяснял: было бы ошибкой думать, что здесь идет речь о двух жизненных путях, из которых один – это «Тора в сочетании с “земными” путями», а другой – «Тора как единственное занятие». Нет сомнения, что цель творения мира в том, чтобы каждый еврей занимался Торой и только Торой, – ведь сказали мудрецы (там в Гемаре), что когда евреи исполняют волю Всевышнего, их работу делают за них другие. Слова раби Ишмаэля имеют силу лишь «постфактум», когда дела евреев не столь достойны, и мы поневоле должны осуществлять сказанное в Торе (Дварим, 11:14): «И соберешь зерно свое». Однако каждый еврей должен помнить, что истинная цель выражена в словах раби Шимона бар Йохая: еврей должен заниматься только Торой.

Рав Йосеф Шломо говорил: «В этом и состоит цель ешивы “Ярхей Кала” – чтобы все мы были “последователями раби Шимона бар Йохая” хотя бы в течение двух недель в году!»

«Перерыв между семестрами» – длиннее обычного…

Наш учитель видел в «Ярхей Кала» ешиву в полном смысле этого слова: хотя и предназначенную для работающих евреев, но при всем этом – ешиву… Ее ученикам он говорил: «Хотя наша ешива такая, что перерыв между учебными семестрами в ней длиннее обычного, вы должны знать и помнить, что вы – в ешиве…»

Глава ешивы, гаон рав Шмуэль Розовский высказался в связи с этим так: «Цель “Ярхей Кала” не ограничивается рамками двух недель ее реального функционирования. Каждый из сотен ее учащихся, каждый на своем уровне, весь год будет черпать жизненную силу в тех двух неделях».

Рав из Поневежа, по своему обыкновению, не удовлетворялся лишь уроками и выступлениями, а переводил свою идею на язык практических дел. С этой целью он организовал уроки, которые проходили в течение всего года, еженедельно, в разных городах: Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе, Петах Тикве, Реховоте и Рамат-Гане, – и там изучали тот же трактат, что изучали в течение двух недель в ешиве. Преподаватели и женатые учащиеся ешив приезжали на уроки в эти города, чтобы поддерживать связь с учащимися «Ярхей Кала» в течение всего года.

С годами идея, положенная в основу «Ярхей Кала», распространилась и нашла многочисленных последователей. Она стала понятием, вошедшим в жизнь, и сердце рава Йосефа Шломо наполнялось радостью всякий раз, когда он слышал о «конкуренте», открывшем еще одну подобную ешиву.

Глава ешивы «Ярхей Кала»

Притом, что на протяжении всего года наш учитель доверял руководство ешивой «Поневеж», бывшей целиком и полностью плодом его духовных устремлений, другим мудрецам Торы, в ешиве «Ярхей Кала» рав из Поневежа был «главой ешивы» в полном и абсолютном смысле слова – таким, что всякое дело, большое и малое, исполнялось по его слову. В те дни в течение двух недель не было ничего, что могло бы отменить его урок в «Ярхей Кала». Когда его любимый ученик пригласил его на свою свадьбу в Иерусалиме во время «Ярхей Кала», он извинился перед ним и сказал: «Поверьте, даже если бы женихом был мой собственный сын – я не отменил бы этот урок, чтобы ехать в Иерусалим!»

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=28219