Рав Моше Кордоверо — Рамак

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

810
рав моше кордоверо

Рав Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак; 5282-5330/1522-1570 гг.) – один из величайших каббалистов всех поколений.

Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова – так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.

Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса «Шульхан Арух» рава Йосефа Каро, а сокровенные разделы Торы – у каббалиста рава Шломо Алькабеца, в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре рава Алькабеца.

Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата рава Яакова Бейрава.

Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал каббалу. Наиболее выдающимися из его учеников были рав Элияу Ди Видас, рав Авраам Галанти и рав Хаим Виталь.

Когда в 5330 /1570/ году из Египта в Цфат прибыл рав Ицхак Лурия (Аризаль), он также вошел в группу учеников рава Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».

В своем основном труде, трактате «Пардес Римоним» («Гранатовый Сад»), рав Моше Кордоверо подвел итоги развитию идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги «Зоар» («Сияние»).

Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйн-соф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что, по выражению самого рава Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».

Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: «Сефер а-Гейрушин» («Книга отлучения»), «Шиур Кома» («Во весь рост») и «Ор Неэрав» («Сладостный свет»), а также комментарий на книгу «Зоар».

Рав Кордоверо написал этический трактат «Томер Двора» («Пальма Дворы»), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего – Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.

Рав Моше Кордоверо умер двадцать третьего тамуза 5330 /1570/ года.

Его сын, рав Гедалья Кордоверо, стал в дальнейшем главным раввином Йерушалаима.

Книги рав Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат «Пардес Римоним» – он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 /1586/ году (а в 5352 /1592/ году он был выпущен вторично – в типографии Кракова). В 5347 /1587/ году в Венеции вышел в свет трактат «Ор Неэрав», а за ним, в 5349 /1589/ году последовал этический трактат «Томер Двора» (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).

Спустя три века – в 5643 /1883/ году в Варшаве – был впервые издан трактат «Шиур Кома». И наконец, в 5652 /1892/ году в типографии польского города Пшемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название «Тфила леМоше» («Молитва Моше»). Все эти книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.

Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на «Зоар», по-прежнему остается в рукописях.

Рав Александр Кац. Из книги «Еврейские мудрецы: со времен мишны и до наших дней», издательство «Швут Ами».


http://www.beerot.ru/?p=51349