Рав Хаим Камил

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2204

Предлагаем вашему вниманию серию небольших рассказов о нашем учителе раве Хаиме Камиле, записанных по воспоминаниям его близкого ученика – рава Игаля Полищука.

Черепаха и олень

Эту историю рассказывала в память о своем отце дочь рава Хаима Камила.

Есть два вида животных, названия которых имеют на святом языке очень похожее написание, но сами они очень сильно отличаются друг от друга по своей природе. Одно из них это цав (черепаха). Как известно, черепаха – очень «быстрое» создание. Второе – цви (олень). И о нем сказано: «рац кецви» – быстрый как олень.

Решили устроить соревнование между оленем и черепахой: кто быстрее прибежит к определенной цели.

Оленя такое соперничество просто рассмешило: пока черепаха доползет, я еще успею отдохнуть, торопиться с таким соперником некуда. А вот черепаха отнеслась к соревнованию со всей серьезностью. И сразу пошла к цели.

Через некоторое время черепаха проползла уже половину пути, а олень все еще отдыхает: торопиться некуда, догоню и обгоню.

И только когда черепаха была уже практически у цели, олень кинулся ее догонять. Но не успел! Черепаха приползла первой.

Эта притча хорошо иллюстрирует очень распространенную ситуацию, особенно у людей способных в учебе. У таких людей есть самоуверенность: я успею, я пройду, я разберусь. Человек, у которого нет способностей и нет времени на «потом разберусь», должен сразу начинать работать.

И рав Хаим Камил говорил, что в изучении Торы он — «черепаха».

Почему так? В детстве рав Хаим Камил не был способным учеником. Родители не хотели посылать его учиться в ешиву. Он очень старательно учился в хедере, но не отличался способностями… И все же, в конце концов, рава Хаима отдали учиться в ешиву.

А как же способности? Как можно достичь каких-то высот, не будучи человеком способным?

Говорит мишна в трактате Авот: «Тот, кто занимается Торой в бедности, будет заниматься ей в богатстве». И сказали наши мудрецы: «Нет бедности, кроме бедности разума».

Что мы отсюда видим? Даже человек, изначально не обладающий большими способностями, тем не менее своим трудом и прилежанием в учебе способен добиться многого. И, в конце концов, он будет изучать Тору в богатстве. О каком богатстве идет речь? О богатстве знания и способностей.

Поэтому старательная «черепаха» всегда имеет шанс обогнать даже самого быстроногого «оленя». И на самом деле даже самые гениальные ученики должны знать, что они – лишь «черепахи» на пути постижения великой мудрости Торы.

Уважение к человеку

По большому счету у человека в жизни нет ничего кроме Торы. Это не значит, что кроме книги, лежащей перед учащимся в ешиве, ничего не существует. Любовь к ближнему, взаимоотношения между людьми – это тоже часть Торы.

Однажды мы были у рав Хаима Камила на пасхальном седере. Это не было небольшим мероприятием – кроме нас присутствовал десяток семей.

В конце трапезы рав Хаим Камил хотел что-то рассказать присутствующим. И тут одна из наших дочерей (на тот момент ей было пять лет) решила, что самое время сказать Биркат а-Мазон. И начала громко и четко произносить благословения – на весь зал.

Рав Хаим внимательно выслушал благословение маленькой девочки, и только после того, как она закончила, начал говорить.

Постоянство в изучении Торы

Мы говорим «талмуд Тора кенегед кулам» – изучение Торы равноценно всему. С одной стороны изучение Торы – важнейшая заповедь, с другой – мы прекращаем изучение ради многих вещей. Для рав Хаима Камила изучение Торы в полном смысле было превыше всего.

Однажды я пришел к нему домой учиться, и увидел, что у него собрались раввины нашей общины, чтобы обсудить общественные дела. Я спросил: «Мне стоит уйти?» Рав Хаим ответил: «Нет, пройди в другую комнату и подожди меня». Тем самым он дал знать собравшимся раввинам, что его ждет хаврута, завершил разговор с ними, и мы начали учебу.

Еще одна история на ту же тему. В один из Пуримов я из-за болезни не мог пить вино. После завершения праздника я сидел и учился с рав Хаимом. Мы сидели и учились в бейс-мидраше, и в какой-то момент пришли люди, чтобы позвать рав Камила на шева брахот (праздничная трапеза после свадьбы в честь жениха и невесты) одного из учеников нашей ешивы. Он сказал: «Я – раб изучающего Тору, и не могу оставить своего хавруту без его согласия».

Рав Хаим Камил был против устроения трапез шева брахот во время седеров в ешиве. Это была его небольшая «война».

Как-то приехал один жених, которому обещали устроить трапезу в девять вечера, то есть во время третьего седера в ешиве. Рав Хаим не дал ему этого сделать и сказал: «Мы сделаем твои шева брахот у меня дома в 11 вечера».

Я был на этих шева брахот.

Рав Хаим обслуживал гостей с максимальным гостеприимством, которое только возможно! Но не во время седера в ешиве!

Подготовил рав Арье Кац.


http://www.beerot.ru/?p=10633