Рав Эльханан Буним Вассерман — Часть 2 — Ходатайствующий за свой народ

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

1866

Глава вторая. Ходатайствующий за свой народ

Успех в духовном

Как уже говорилось, при всех успехах нашего раби как главы ешивы в духовной сфере, он сталкивался с большими трудностями во всем, что касалась ее финансирования.

Я удостоился навестить его в 5697 (1937) году по поручению моего рава и учителя гаона р. Элиэзера Йеуды Финкеля, главы ешивы Мир. Он просил меня быть шалиах мицва – «посланником для исполнения заповеди», и передать нашему учителю в Барановичах пакет с деньгами. Он объяснил мне, что слышал, что ешива в Барановичах находится в тяжелом материальном положении: поставщики перестали привозить мясо, а в последние несколько дней – даже хлеб. Он говорил, что надо спасти эту ешиву и восхвалял ее достоинства.

Я исполнил поручение и передал нашему учителю деньги. Увидев купюры, он облегченно вздохнул и сказал с радостью: «Благодаря главе ешивы Мир я смогу вести мою ешиву дальше!»

Духовный переворот в Соединенных Штатах

Известно высказывание Хафец Хаима по поводу стиха Писания (Теилим, 111:5): «Тереф [пищу] дал Он боящимся Его; помнит вечно завет Свой».

Объясняет Хафец Хаим: «Тереф дал Он боящимся Его» – Всевышний вводит боящихся Его в состояние тируф – волнений и забот [другое значение слова от корня «тереф»] из-за материальных трудностей, и этим заставляет их выйти за границы своего обычного жизненного пространства и ездить по миру в поисках помощи. Результат этого – «Помнит вечно завет Свой». Всюду, куда они попадают, они напоминают о завете, распространяют Тору Всевышнего, укрепляют веру и влияние святости.

В 5693 (1933) году материальное положение ешивы было невыносимым, и р. Эльханан Вассерман решил ехать в США, чтобы организовать там сбор средств. У меня нет достоверной информации о том, в какой мере он преуспел в этом деле, но я знаю (в основном из уст р. Элимелеха Тресcа и р. Моше Шерера), что ему удалось пробудить очень многих людей к Торе, искоренить из их голов и сердец искаженные представления и вырвать их из оков материальности.

Благодаря этой поездке, которая была его первым визитом в Америку, возникло молодежное движение «Цеирей Агудат Исраэль» (в Соединенных Штатах – под его непосредственным влиянием). Основателями были упомянутые выше р. Э. Треcс и М. Шерер. До этого там было только движение «Мизрахи», а теперь из зернышка, посеянного нашим раби, получила развитие «Агудат Исраэль», ныне – самая большая и сильная организация харедимного еврейства в Соединенных Штатах.

Его принадлежность к «Агудат Исраэль»

Находясь в США, наш раби публично солидаризировался с организацией «Агудат Исраэль», в которой он видел, по определению его учителя Хафец Хаима, «святое движение». Он не прислушивался к советам важных раввинов, которые хотели помочь ему в сборе денег для ешивы и настаивали на том, чтобы он не представлялся как деятель «Агудат Исраэль», так как тогда он не преуспеет в этом.

Он спрашивал с удивлением: «Разве вы не понимаете, что если бы я разъезжал по Соединенным Штатам все эти годы, вместо того чтобы давать уроки в ешиве, я мог бы собирать большие суммы? [Это было в его первой поездке, до того он отказывался оставлять ешиву ради сбора денег] И почему я этого не делал? Потому что не ешивасуществует ради сбора денег, а деньги – ради ешивы! То есть ешива – прежде денег… Но если так, то и “Агудат Исраэль” – прежде денег!» («Эле Азкара», рав д-р Ицхак Левин, т. 1, 715).

Отказывается провести урок в недостойной ешиве

Наш раби очень остерегался, чтобы не появляться в учреждениях, деятельность которых не соответствует Торе, и потому отказался посетить ешиву «Раби Ицхак Эльханан» (известную под названием «Ешива Юниверсити»; в ней изучаются также предметы, чуждые Торе) и дать в ней урок. Он знал, что отказ обидит глав ешивы, ведь он охотно принимал приглашения такого рода от других ешив.

Вот что рассказывает раби Моше Шерер: «Я находился в комнате нашего раби, когда к нему вошел один их видных членов руководства той ешивы, известный богач, и разговаривал с ним наглым тоном: “Я последний раз спрашиваю: Вы принимаете наше приглашение провести урок в ешиве или будете и дальше отказываться? Хочу добавить, что Вам стоит помнить, что Вы приехали сюда с целью сбора денег для Вашей ешивы. Я могу пожертвовать большую сумму! У нашей ешивы есть представители в общинах, которые Вы будете посещать. Большинство раввинов Америки в прошлом учились у нас. Ваш отказ посетить нашу ешиву и провести в ней урок причинит такой ущерб сбору денег, который невозможно оценить”».

Намек был прозрачен: они собирались заниматься подстрекательством против нашего раби повсюду, если он не передумает. Он ничего не отвечал, в комнате воцарилось тягостное молчание. Напряжение возрастало. Тому богачу казалось, что его слова произвели впечатление… В конце концов наш раби нарушил молчание, сказав: «Хафец Хаим часто говорил, что в каждом городе должен быть свой “городской сумасшедший”. Почему? Потому, что только у него есть шанс донести когда-нибудь правду, которую не осмеливаются высказать остальные… И вот, на мою долю выпало взять на себя роль “городского сумасшедшего” – не прятать правду в своем сердце».

Истинный руководитель

Раби Эльханан Васерман был «первым из высказывающихся», «ходатайствующим за свой народ перед властями» по всем вопросам, связанным с истинным мировоззрением Торы.

Сказали наши мудрецы (Сота, 49б): «В период перед приходом Машиаха (иквета де-Машиха – дословно «поступь Машиаха») “лицо поколения – как морда собаки”». Наш раби объясняет это так. Собака всегда бежит впереди хозяина, но когда она видит, что хозяин сворачивает на другую дорогу, она, желая идти туда же, куда и он, перебегает, чтобы по-прежнему бежать впереди него, и потому кажется, что это она ведет хозяина.

Так это и у людей. Есть истинный руководитель, знающий, что возложено на него и что он должен делать ради общества. Если общество пытается навязать ему свою волю, он твердо стоит против него и готов оставить свою должность, ибо он действует, как руководитель, во благо общества, а не ради своего блага.

Но есть и такой руководитель, который желает занимать эту должность из любви к почету или из других побуждений, преследующих личную выгоду. Он следит за желаниями общества и в зависимости от них формирует свои решения. Его цель – нравиться людям, чтобы не быть смещенным с должности.

Во времена иквета де-Машиха, объясняет раби Эльханан, «лицо поколения», то есть руководители, – «как морда собаки». На первый взгляд кажется, что они руководят, но в действительности они – руководимые. Ими правят желания общества, ибо они желают обеспечить свое пребывание на руководящей должности (со слов его сына, гаона раби Шломо).

Раби Эльханан Васерман заботился о том, чтобы у общины харедим, объединенной в «Агудат Исраэль», было верное мировоззрение, основанное на Торе. В основном это была борьба за то, чтобы еврейство Торы не попало под влияние идей сионизма, воспламенявших [в те времена] многих евреев и проникавших также и в рядыхаредим.

В сборнике по вопросам мировоззрения, изданном под названием «Иквета де-Машиха», он много занимается этой темой. Многие его статьи об этом – помимо той «устной Торы», которую он распространял на собраниях и многочисленных публичных выступлениях в Польше и Соединенных Штатах. Он останавливался на всех актуальных вопросах своего времени, и ответы его отличались четкостью и остротой, в полном соответствии с алахой – еврейским законом.

Влияние – только через больших мудрецов Торы

На собрании больших мудрецов Торы в доме нашего раби поднялся один из присутствующих и предложил, чтобы ученики ешив посвящали часть своего времени укреплению основ еврейской жизни и духовному влиянию в маленьких городках. Наш раби воспротивился этому со всей силой и сказал: «То влияние, которое окажет один “Хафец Хаим” или один “р. Хаим Озер” на целые все поколение, не смогут оказать тысяча молодых учащихся, которых вывели из ешивы. Когда все они учатся с постоянством, есть у нас надежда на то, что, быть может, из тысячи начавших изучать Талмуд вырастет один росток, как Хафец Хаим или р. Хаим Озер, который повлияет на следующие поколения. Но если мы выведем их собственными руками из Дома Учения, то кто знает, куда мы придем!» (Со слов его ученика р. Дова Перло; приведено в книге «Ор Эльханан»).

Только один раз, когда р. Эльханана попросили дать указание учащимся ешивы, чтобы они оказали содействие «Агудат Исраэль» для ее победы на выборах в местной общине в Барановичах, он засомневался. И поскольку речь шла об одноразовой просьбе, и притом в самих Барановичах, он посоветовался с адмором из Слонима, автором книги «Бейт Авраам».

Адмор ответил ему вопросом: «Закон говорит, что нельзя отрывать маленьких детей от изучения Торы даже для строительства Храма. Но каков закон, когда приходит враг, чтобы разрушить Храм? Разве и тогда запрещено отрывать маленьких детей, чтобы спасти Храм от разрушения?»

Наш раби согласился с этим доводом, и дал указание ученикам ешивы помочь одноразово в достижении победы предвыборного списка «Агудат Исраэль» (со слов р. Менахема Асафа из глав «Истадрут Цеирей Агудат Исраэль» в Барановичах, который лично присутствовал на той беседе).

«Мое желание – найти правду»

В 5694 (1934) году рав Эльханан Вассерман написал письмо с ответом руководителям организации «Поалей Агудат Исраэль» в земле Израиля на их вопрос по поводу сотрудничества с (сионистской организацией) «Истадрут а-поалим»:

… (Писавшие мне) правы в словах своих, что положение дел у них мне неизвестно, и понятно, что я, будучи далеким от места событий, не могу знать деталей. Но да простят меня, если я замечу, что у меня, с другой стороны, есть большое преимущество в отношении обсуждаемого дела, а именно: у меня нет в нем никакого личного интереса, тогда как у вас он есть. А Тора ведь свидетельствует, что «подкуп ослепляет глаза мудрых», и сказано это также о самых великих из великих… И тем более это верно для людей малых, как мы – желание развернет их разум в любую сторону, в какую захочет… Хоть я и мал в Торе и Б-гобоязненности, желание мое – найти чистую истину, истину Торы…

Его сын, рав Элазар Симха сказал от его имени: «Тора заповедала нам по поводу подкупа, что он ослепляет глаза умных, и потому даже мудрейший из мудрейших неизбежно ошибется, если у него есть хоть какой-то интерес. И наоборот: тот, у кого нет интереса – каждое препятствие перед ним устраняется, и всякая сложность объясняется и оборачивается самым простым».

Кстати, когда в повестку дня встало образование государства Израиль, наш раби высказался так: «Наши мудрецы сказали, что “дело хорошее осуществляют [с Небес] руками праведных”. Истинное царство Израиля – в высшей степени хорошее дело. Главы сионизма – в высшей степени неправедные. И каждый, кто верит, что осуществится такое хорошее дело через большого грешника, – глупец, или же насмехается над словами наших мудрецов. Нерелигиозное государство Израиль и желанное нами царство Израиля – понятия, отрицающие друг друга». (Раби Моше Шенфельд, который слышал это из уст нашего раби).

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=2567