Четыре зятя рава Арье Левина

Дата: | Автор материала: Рабанит Рут Цивьён

2201
рав арье левин
из книги «Мамин дом» рабанит Рут Цивьён, дочери рабанит Батшевы Эстер Каневски

Продолжение

Удостоился он и великих в Торе зятьев. Одаренный зорким глазом и чутьем на знатоков Торы, он сразу замечал подающих надежды юношей и выбирал их в качестве женихов для своих дочерей. И зоркий глаз ни разу не подвел его, спустя годы все его четыре зятя стали выдающимися мудрецами Торы.

Рав Шмуэль Аарон Юделевич

Первым зятем рава Арье стал рав Шмуэль Аарон Юделевич, женившись на Раше, старшей дочери рава Арье.

Рав Шмуэль Аарон был одним из самых выдающихся мудрецов и праведников Иерусалима. Рассказывают, что до его рождения у его родителей умерло несколько детей – один за другим, и они уже думали, что им стоит развестись. Тогда их навестил один скрытый праведник и пообещал, что у них родится сын, который будет святым человеком. После этого родился Шмуэль Аарон.

В раннем детстве он лишился отца. Мама его второй раз вышла замуж и уехала из Иерусалима к мужу в одно из израильских поселений. А мальчик, оставшийся в Иерусалиме, был «усыновлен» равом Арье. (Мама Шмуэля Аарона настаивала на том, чтобы он поехал вместе с ней, но мальчик категорически отказался, утверждая, что в маленьком поселении он останется неучем, и лишь в Иерусалиме у него есть возможность вырасти мудрецом Торы, как завещал ему отец. Оставшись один в Иерусалиме, он скитался, пока не встретил рава Арье. Подробнее об этом можно прочитать в книге рава Валлаха «Меило шель Шмуэль» – прим. пер.)

В этот период Шмуэль Аарон отметил свою бар-мицву, по поводу чего бабушка Хана сшила ему пальто, как когда-то мама пророка Шмуэля – пророчица Хана – сшила накидку для своего сына…

Когда рав Шмуэль Аарон написал книгу, он назвал ее «Меиль Шмуэль» в знак признательности своей теще за все, что она сделала для него, и, в частности, за сшитую накидку (Есть две книги с похожим названием — «Меиль Шмуэль» и «Меило шель Шмуэль». И то, и другое можно перевести как «Пальто Шмуэля». Первая книга – собрание в нескольких томах комментариев рава Юделевича к Торе и Гемаре. Вторая – биографическая повесть рава Ш. М. Валлаха, прекрасным языком и в увлекательной форме рассказывающая о жизни рава Юделевича – прим. пер.).

Юный Шмуэль Аарон провел в доме рава Арье несколько лет, и в один прекрасный день рав Арье предложил ему в жены свою старшую дочь. Будучи хорошо знакомым с молодым человеком и его достоинствами, рав Арье, тем не менее, не ожидал услышать в ответ: «Сказали наши мудрецы, благословенной памяти, что не может человек взять в жены женщину, которую никогда до этого не видел, поэтому я должен сначала на нее посмотреть»! Рав Арье и представить себе не мог, что за все годы, проведенные в его доме, Шмуэль Аарон ни разу не взглянул на его дочь…

Рав Шмуэль Аарон очень скрупулезно соблюдал все заповеди и был раввином во многих общинах. Кроме этого, он давал уроки в ешиве Новардок. Когда в Иерусалим приехал рав из Бриска, он выбрал рава Юделевича в качестве ведущего молитву в Рош а-Шана и в Йом Кипур. Рав из Бриска хотел ему за это платить, но поскольку рав Шмуэль Аарон отказывался от зарплаты, он посылал ему эти деньги в Хануку под видом «дмей Ханука»…

Несмотря на свое величие, рав Шмуэль Аарон практически был «скрытым праведником». Большую часть своей жизни он не был известен, и много лет его семья жила в страшной нищете.

Моя тетя, рабанит Исраэльзон, рассказывает: «Моя бабушка, рабанит из Гомеля (мама рава Эльяшива), очень высоко ценила рава Шмуэля Аарона и, зная, в какой нищете он живет, частенько посылала меня отнести им какую-нибудь еду, чтобы утолить их голод».

Дедушка рав Эльяшив тоже был высокого мнения о нем. Когда вышла в свет книга «Меило шель Шмуэль», рассказывающая о жизни рава Шмуэля Аарона, кто-то спросил его, правда ли все то, что там написано. И рав Эльяшив ответил, что написанное в книге – лишь малая толика того, что было на самом деле!

Рав Аарон Якубович

Вторым зятем рава Арье стал гаон рав Аарон Якубович, женившись на его дочери Шифре. Он был выдающимся мудрецом, издавшим несколько книг, содержащих его открытия в Торе.

Рав Аарон был одним из издателей многотомного труда «Собрание мнений законоучителей» («Оцар а-поским»). С ним сотрудничали мудрецы того поколения, такие как рав Шмуэль Алеви Вознер, в качестве редактора, и рав Эльяшив, в качестве проверяющего точность передачи слов законоучителей…

Рав Аарон умер молодым. Говоря о нем с моей тетей, рабанит Исраэльзон, рав Арье сказал: «Он был ангелом, и мы удостоились, чтобы он спустился к нам на землю».

Рав Йосеф Шалом Эльяшив

Третьим зятем был мой дедушка гаон рав Йосеф Шалом Эльяшив, о котором я подробно расскажу в отдельной главе.

Рав Элиэзер Плачинский

Четвертым зятем рава Арье стал гаон рав Элиэзер Плачинский, женившись на его дочери Этл. Ребе Лейзер, как его называли, был внуком Сабы из Слободки, и отец отправил его учиться к дедушке. Потом он учился в ешиве местечка Мир, а позднее привязался к раву из Бриска, с жадностью внимая каждому его слову.

Недавно была опубликована его переписка с Хазон Ишем, в которой тот, в необычной для себя манере, расхваливает и превозносит его. Ребе Лейзер преподавал во многих ешивах, среди которых – Слободка, Негев и другие… Рав Арье, высоко ценя своего зятя, открыл для него ешиву «Бейт Арье» и поставил его во главе.

«Моя молитва стояла на страже»

Нечасто удается встретить семью, в которой бы все сыновья и зятья выросли мудрецами Торы и праведниками в своем поколении. Мы не знаем, каким образом рав Арье удостоился этого. Сам он об этом никогда не говорил, не считая нескольких строк в своем завещании. Вот что там написано: «Я привык обращаться к Творцу с просьбой ותהי מיטתי שלמה לפניך (Эту же просьбу мы произносим в молитве “а-Мапиль” перед сном – прим. пер.) – “да будут мои потомки достойны цельными перед тобой” (дословный перевод – “да будет моя постель цельной пред Тобой” – прим. пер.) во время молитвы “Шмоне Эсре” дважды – в благословении “Услышь наш голос…” и в конце, перед произнесением стиха “да будут угодны Тебе слова мои и помыслы сердца моего…”. Так я слышал от святого мудреца рава Рефаэля [Шапиро], благословенной памяти, когда я учился в Воложине. Он молился так три раза в день. Я перенял это у него, и с тех пор всегда молился таким образом.

И моя молитва всегда стояла и будет стоять на страже…»

Бабушка Хана, которую отличала необычайная любовь к Торе, объясняла своим дочерям, какое это счастье – удостоиться вырастить мужа-знатока Торы. Как вспоминала рабанит Плачински: «С раннего детства мама повторяла нам: “Если вы хотите, чтобы ваш муж стал знатоком Торы, начинайте молиться об этом уже сейчас. Иначе, когда он успеет им стать?”»

Семья Плачинских жила в одном доме с бабушкой и дедушкой. Как-то рабанит Плачински, будучи у родителей, хотела задать чрезвычайно срочный вопрос мужу, учившемуся на верхнем этаже. Бабушка Хана не пустила ее: «Даже не вздумай идти к нему! Нельзя мешать мужу посреди учебы!»

Пешком из Бней-Брака в Рамат-Ган

Дедушка рав Арье многократно посещал моих родителей. Однажды в пятницу в разгар зимы 5721 (1960-61) года в доме родителей раздался стук в дверь. На пороге стоял старенький рав Арье. Отдохнув с дороги, он рассказал маме, что мэр Рамат-Гана, с которым он познакомился как с одним из заключенных десятки лет назад во времена английского мандата, навещая в тюрьме, пригласил его в качестве сандака на обрезание своего сына, которое состоится в ближайший Шаббат.

Утром в Шаббат рав Арье, которому было тогда семьдесят шесть лет, проделал пешком долгую дорогу из Бней-Брака в Рамат-Ган и обратно.

Что заставило его решиться на долгую изнурительную поездку в те времена из Иерусалима в Бней-Брак и на пеший поход в Рамат-Ган?

Не только честь быть сандаком подвигла его на это. Главная причина заключалась в другом. Мэр пообещал раву Арье, что если он примет участие в праздновании, там не будет нарушений Шаббата…

Перевод: г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=46931