Ахарей Мот — Кдошим — Пульт управления

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1910
пульт управления

Недельная глава Ахарей мот

«Храните Мои законы и Мои постановления, исполняя которые, человек будет жить ими» (Ваикра, 18:5).

«Откуда мы знаем, что при угрозе жизни можно нарушать Шаббат? Сказал рав Йеуда от имени своего учителя Шмуэля: …написано “будет жить ими”, а не умрет из-за них» (Йома, 85а).

Наша святая Тора учит нас, что, когда есть угроза жизни человека, можно нарушать Шаббат и, в принципе, все заповеди Торы (кроме трех). Объяснить этот феномен можно так.

В древних книгах наших мудрецов (см. «Нефеш а-Хаим», ч. 1, гл. 3) объясняется, что высшие миры не только отражаются в нашем мире – мире действия (олам а-асия), но и все их существование, их строение, действие и влияние – все это устанавливается здесь!

Объясним это на примере: наш мир – как пульт управления, который находится в некоем здании и управляет огромной системой машин, моторов и других огромных инструментов. Скажем, вся эта система стоит миллион долларов. Сам же пульт с его кнопками по сравнению со всей системой стоит ничтожно мало, к примеру, пятьдесят долларов. Но он контролирует всю систему. В этих кнопках заложены все возможности действий в здании: одна кнопка включает электричество в одном отделении, другая кнопка – в другом отделении, третья – приводит в действие моторы огромных станков и т.п. Здесь находится власть над всей этой мощной системой, и все зависит от нажатия этих кнопок.

Смысл понятия «угроза жизни» – это спасение физического тела, потому что все зависит от тела. Ведь если тело умерло – нет «кнопок», нет возможности ничего задействовать! Когда человек умирает, не дай Б-г, что происходит? Душа – со всеми ее уровнями (нефеш, руах, нешама, хая и йехида) — присутствует, все есть. Только тела нет. Нет той «кнопки», которая приводит в движение всю систему. А в таком случае вся система не работает…

Получается, что все высшие миры зависят от тела человека: когда оно поднимается (духовно) – они тоже поднимаются, а если, не дай Б-г, падает, упадут и они.

Так и в молитве – хотя она и является «служением в сердце» – необходимо задействовать и тело. Недостаточно того, что рот произносит слова, нужно, чтобы «все кости мои говорили». Отсюда и идет еврейский обычай раскачиваться во время молитвы. Когда мы говорим «Свят, свят, свят» – мы приподнимаемся на цыпочках, задействуем тело. А ведь во время Кдуши человек, казалось бы, находится в мире ангелов, ему следовало бы молчать и стоять навытяжку! Тем не менее тело поднимет себя, и посредством этого – поднимает все, ведь тело – это мощный инструмент, от которого зависит все. Оно может дать человеку несравненное величие и мощь, а с другой стороны – может скатить его на самую низшую ступень. Поэтому-то ради сохранения жизни тела можно, при необходимости, нарушить любую заповедь (кроме идолопоклонства, разврата и кровопролития).


http://www.beerot.ru/?p=41447