Война с дурным началом — Ки Теце

Дата: | Автор материала: Рав Овадья Йосеф

2940

Недельная глава Ки Теце

[От редакции. Одним из несомненных достоинств рава Овадьи Йосефа было то, что он умел подбирать нужные слова для любой аудитории – как для мудрецов Торы, так и для людей, далеких от путей Творца. Приведенный ниже урок хорошо иллюстрирует это.]

В эти дни мы находимся в самом разгаре месяца Элуль, месяца молитв о милосердии и прощении, месяца отчета перед самими собой, тшувы и добрых дел.

В нашей недельной главе мы читаем: «Когда выступишь на войну против врагов твоих, и отдаст их Г-сподь, Б-г твой, в руки тебе, и ты возьмешь их в плен» (Дварим 21:10). Наши учителя объяснили, что Тора говорит о войне с йецер а-ра, то есть это – личная война с собственным дурным началом в сердце каждого человека,  с тем самым внутренним врагом, который приходит, чтобы подталкивать к грехам и дурным качествам. Поэтому Тора пишет ки теце – в единственном числе, для каждого человека, а не ки тец’у – во множественном.

Есть люди, считающие: довольно и того, что я не делаю зла другим, я – просто хороший человек, а «встать и делать» какие-то заповеди – зачем? О таких людях в книге «Авотейну Сипру Лану» приводится чудесный рассказ от имени гаона рава Йосефа а-Коэна Сисо, заместителя главного раввина Туниса. Это рассказ о большом раве, приехавшем в некий город, жители которого не соблюдали Тору и заповеди. Рав решил выяснить, что за жители в этом городе. Встал он на городской площади и спросил у первого встречного еврея: «Каково положение в городе относительно соблюдения заповедей и изучения Торы?» Еврей ответил: «Раби! Слава Создателю! Все горожане – Б-гобоязненные и цельные люди! Нет среди них ни убийц, ни грабителей, ни воров, ни обманщиков! Если бы все евреи в мире были так же праведны, как жители этого города, Спаситель Израиля уже давно пришел бы!»

Сказал рав: «Ты меня очень обрадовал. А что с соблюдением Шаббата, с молитвой, с изучением Торы, с кашрутом, с чистотой семьи и еврейским обучением детей?» Еврей смутился и промямлил: «Зачем оговаривать людей, уважаемый рав? Хватит с нас того, что жители города воздерживаются от воровства и других плохих поступков. Что еще может требовать рав?» Тогда рав понял весь ужас положения жителей города и задумался, как дать им это понять, как открыть им глаза? Ведь недостаточно только отвернуться от зла, нужно еще исполнять заповеди Торы.

Задумавшись, шел тот рав, и увидел на краю дороги труп осла. Обратился он к своему помощнику и попросил купить ему ткани для савана. Взял рав саван и обернул им останки осла. Сразу же после этого велел он своему помощнику пойти и объявить по всему городу, что в одном из переулков есть мертвый, которого некому хоронить, и все должны выйти проводить его в последний путь (мет мицва). Сам рав придет сказать по нему эспед (надгробную речь). Абсолютно все жители города обязаны выйти проводить умершего, поскольку захоронение мет мицва прежде всего! Все, включая женщин и детей!

Через некоторое время все жители города собрались на площади у синагоги, чтобы послушать эспед, недоумевая, кто же он, этот праведник, которому такой большой мудрец будет произносить надгробную речь?! Рав взошел на биму и начал говорить дрожащим от сдерживаемых рыданий голосом: «Братья мои, сыны Израиля, слушайте же! Когда находится умерший на земле, и не знают, кто убил его, жители города приносят эгла аруфа (годовалая телица, которой ради искупления убийства в случае, когда убийца неизвестен, проламывают затылок) и говорят: “Наши руки не проливали этой крови!” Тем более – этот умерший, который был из самых заслуженных жителей города! Никогда с уст его не слетали будничные разговоры! Не слышали от него лашон а-ра, речей лживых и сплетен! Все дни жизни своей пребывал он в воздержании от праздных разговоров (таанит дибур)!»

По толпе прошла волна печальных вздохов. Кто же он, этот праведник, живший среди них, пока они и не подозревали?! Рав между тем продолжал: «И не только это, умерший этот был среди обиженных, но не обижавших, слышавших гневные окрики, но не отвечавших! Спину свою подставлял он избивавшим его и страдал в молчании! И в отношении удовольствий этого мира – удалялся он от них и воздерживался. Никогда в жизни не ел он мяса и вина, и напитка опьяняющего не пил! Никогда не спал он на кровати! Довольствовался малым, не требовал больше того, что давали ему! Страдал он от холода и ветра, одежды его были рваные, скромен был он более всех созданий, голова его всегда была опущена вниз. Ой, кто даст нам замену ему?!», – закончил рав с плачем.

Все собравшиеся жители города рыдали в голос. Они кричали, что хотят знать, кто же он, этот великий праведник, который жил среди них, а они не знали о нем, пока он не умер?

Подошли они к носилкам с телом и хотели посмотреть, кто же это. Каково же было их удивление, когда увидели, что в саван завернут труп осла! Гнев переполнял их: рав посмеялся над нами!

Рав ответил им: «Все положительные качества, которые я упомянул, действительно были у этого осла. Вместе с тем, ослом он был и ослом остался. А почему? Потому что не обязан он исполнять Тору и заповеди. Он лишь воздерживался от совершения плохих поступков (сур ме-ра). Ему не хватало второй части – асе тов – делать добро, исполнять Тору и заповеди. “И нет превосходства человека над скотом, ибо все – тщета” (Коэлет, 3:19). Только чистая душа человеческая, которой в будущем предстоит отвечать перед Высшим судом, перед Всевышним, благословен Он! И душе этой нужна духовная пища, которая состоит в изучении Торы и исполнении заповедей как положено».

Жители города вняли словам рава и стали постепенно исправлять свои поступки.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=17914