Ве-Зот а-Браха — Постановления о молитве

Дата: | Автор материала: Хатам Софер

1104

Недельная глава Ве-Зот а-Браха

Пророчества, произнесенные вне Святой Земли

Говорится в трактате Бава Батра (15а), что Эзра записал свою книгу и книгу Диврей а-Ямим (до момента своей кончины). Мужи Великого собрания записали книгу Даниэля, Йехезкеля, Мегилат Эстер, и составили книгу малых (по объему) пророков – Трей Асар. Но почему сами Йехезкель и Даниэль не записали свои книги? Почему пророчица Эстер сама не записала составленный ею же свиток? Отвечают мудрецы, что нельзя записывать слова пророчеств вне границ Святой Земли.

Установление молитвы Амида

Мужи Великого собрания под руководством Эзры ввели много постановлений, повлиявших и изменивших жизнь всей общины Израиля. Наверное, важнейшим из них было введение молитвы Амида и ее законов (Мегила, 17б).

Эзра поднялся в Святую землю лишь двадцать три года спустя прибытия в нее Зрубавеля с первой группой возвращавшихся. И Второй Храм был возведен за два года до того, как Эзра смог добраться до Земли Израиля. Руководить народом ему приходилось из изгнания, но у Эзры это хорошо получалось. Почему тогда нельзя было распорядиться из зарубежья о введении новых законов молитвы, столь необходимых общине Израиля? Зачем нужно было ждать, пока Эзра поднимется в Иерусалим, создаст законодательный орган и введет постановления? Ответ на этот вопрос не будет отличаться от вышеприведенного: молитвы приравниваются к жертвоприношениям. Их польза неоценима, потому что молитва приносит пользу общине Израиля в любом месте, где бы евреи не находились. Роль молитвы в нашей жизни настолько велика, что связанные с ней законы можно было установить лишь на территории Святой земли.

Благодаря святости Земли Израиля

«Сказал раби Симлай: перед своей молитвой еврей обязан вознести хвалу Всевышнему, как сказано: “И умолял я Г-спода в то время, говоря: Владыка Г‑споди! Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; кто же тот бог (сильный) на небе и на земле, который сделал бы подобное деяниям Твоим и подвигам Твоим?” (Дварим, 3:23)».

Эти слова Моше стали источником для введения постановления о трех первых благословениях Амиды. А по мнению Рашба, не только порядок начала молитвы, но и содержание этих благословений учатся из слов Моше.

В Торе мы встречаем много молитв, которые Моше вознес Творцу. Но основой для алахических выводов стала лишь эта молитва, произнесенная в землях Сихона и Ога, в непосредственной близости к Святой земле.


http://www.beerot.ru/?p=43458