Ки Тиса — Особые свойства скрижалей

скрижали сердца Особые свойства скрижалей

Недельная глава Ки Тиса

Часть подготовки, необходимой для получения Торы – это поставленные самой Торой уникальные условия. Первое условие — усердие и труд. Об этом говорили мудрецы (мидраш «Торат Коаним», Ваикра, 26:3) «”если будете следовать законам Моим” — если будете трудиться над изучением Торы», и совершать другие действия, необходимые для обретения Торы. Основываясь на сказанном, можно объяснить смысл того, что Моше разбил первые скрижали завета (см. Шмот, 32:19). Я не видел, чтобы кто-либо объяснил смысл этого действия. На первый взгляд, оно совершенно необъяснимо. Неужели Моше думал, что раз народ Израиля сделал золотого тельца, он должен теперь остаться без Торы, не дай Б-г?! [Очевидно, что это не так. Следовательно,] ему нужно было подождать, пока народ исправит свое поведение, и только после этого начать обучать его Торе. Но зачем было полностью разбивать скрижали, и после этого падать ниц перед Всевышним, и упрашивать Его дать вторые скрижали?

 Особые свойства скрижалей

Мудрецы раскрыли нам, что именно первые скрижали обладали особенными качествами. Об этом повествуется в Талмуде в трактате Эрувин (54а): «То, что написано (Шмот 32:16) “выгравировано на скрижалях” означает: если бы первые скрижали не были разбиты, Тора никогда бы не забывалась в народе Израиля».

[Это основано на том, что десять заповедей были именно выгравированы на скрижалях, а не просто записаны. Маарша поясняет, что дополнительный намёк на этот смысл стиха в использовании слова חרות вместо обычного חקוק.

Надо заметить, что Всевышний обещал нам, что народ Израиля никогда не забудет Тору (см. Дварим, 31:21). Однако это обещание относится только ко всему народу в целом, а не к отдельным людям. Очевидно, обычные люди должны прикладывать великие усилия, чтобы не забыть то, что изучали. Кроме того, хоть народ Израиля и не забыл Тору полностью, но каждое поколение частично забывает Тору и обладает меньшими знаниями, чем предыдущее (См. Шаббат, 138б и Санедрин, 68а).]

«Тора никогда не забывалась бы в народе Израиля» означает, что первые скрижали обладали особым свойством. Человек изучал некую часть Торы один раз, и она навсегда сохранялась у него в памяти. Моше почувствовал, что это качество скрижалей может привести к ужасному осквернению святого. Ведь может случиться, что появится отвратительный и извращённый злодеяниями человек, который будет обладать величайшими познаниями во всех областях Торы. То, что этого не должно быть, Моше вывел из закона о пасхальной жертве. Написано (Шмот, 12:43): «И никакой чужак пусть не ест от неё» [подразумевается нееврей или еврей, отошедший от исполнения Торы и заповедей — см. комментарий Раши там; если таков закон в отношении пасхальной жертвы, то тем более это относится к Торе, которую не должен полностью получить тот, кто не обладает соответствующим духовным статусом]. И поэтому Моше пришёл к выводу, что требуется разбить первые скрижали и приложить усилия к получению других скрижалей.

Скрижали в сердце

Дело в том, что первые скрижали были деянием Самого Б-га, их текст был выгравирован Самим Б-гом, как написано в Торе (Шмот, 32:16). С другой стороны, вторые скрижали были сделаны человеком, как сказано в Торе (Шмот, 34:1): «Вытеши себе две скрижали каменные». Смысл скрижалей заключается в том, что они удерживают [Тору] и придают ей стабильность, чтобы буквы не висели в воздухе. И так как [первые скрижали] были сделаны Всевышним, они оставались бы навсегда. А вторые скрижали, будучи творением человеческих рук, сохраняются только при определённых условиях и в определённых рамках. Начало получения Торы Моше было примером и знаком для всего народа Израиля, народа, получающего Тору. Так же, как Всевышний сказал Моше «вытеши себе две скрижали каменные», так Он намекает всем тем, кто получает Тору. Он говорит, что каждый сын Израиля должен подготовить для себя скрижали и написать на них слово Г-спода. Вначале принятие Торы будет соответствовать подготовке скрижалей; а потом, если его скрижали испортятся, то и Тора его не сохранится. [Часть этой подготовки — это труд над изучением Торы. Мидраш приводит, что, прикладывая усилия к изучению Торы, можно возлюбить Творца всем сердцем.] И благодаря этому то, чего опасался Моше, стало менее вероятным. Ибо Небеса позволяют человеку обрести Тору только в соответствии с его душевными качествами и уровнем Б-гобоязненности, то есть в соответствии с его личными скрижалями. Если же впоследствии, после того, как получил некоторые познания в Торе, он опустится на более низкий уровень, то в определённой степени забудет Тору. И об этом говорили мудрецы: есть несколько вещей, приводящих к забвению Торы, не дай Б-г. Об этом великом действии — о разбитии скрижалей, мудрецы говорили, когда обсуждали окончание Торы («Сифри» на последний стих Торы, Дварим 34:12): «”и по руке сильной, … которые совершил Моше пред глазами всего Израиля” — это разбитие скрижалей».

[Как известно, общепринятый обычай — изображать скрижали завета на ковчеге, в котором хранится свиток Торы, полукруглыми сверху. Известно также, что некоторые раввины пытались оспорить этот обычай — ведь в Талмуде написано, что скрижали, которые получил Моше, были квадратными. Было высказано мнение, что следует изменить обычай и начать изображать скрижали таким образом, как они описаны в Талмуде. Однако, рав Игаль Полищук лично слышал, как рав Моше Шапиро זצ״ל резко критиковал попытки изменить сложившийся обычай. Он утверждал, что нельзя рассматривать действия всех предыдущих поколений как неверные. Ведь в народе Израиля всегда было немало знатоков Торы. Они, конечно же, были знакомы с отрывком Талмуда, описывающим форму скрижалей.

В действительности, смысл обычая в том, что два полукруга в верхней части скрижалей символизируют сердце человека. Это намекает на скрижали Завета в сердце каждого еврея.]

Как разбогател Моше?

По моему мнению, благодаря этим объяснениям становятся понятнее слова мудрецов (Недарим 38а, на сказанное в Торе «вытеши себе»): «Моше разбогател только благодаря сколам от вытесывания скрижалей». [Слово «вытеши», פסל, можно также интерпретировать как «остатки». Таким образом, стих говорит «остатки – тебе»: те обломки, которые отломаются от скрижалей, когда ты будешь их тесать, принадлежат тебе.] Чрезвычайно важно понять, почему Всевышний одарил Моше богатством именно посредством этих «отходов». Из сказанного выше вытекает следующее понимание. Благодаря тому, что вторые скрижали были сделаны не так, как первые, получающие Тору должны были бы опасаться принять на себя бремя Торы. В свете того, что мы объяснили, [что Тора даётся тяжким трудом], каждому, кто изучает Тору, следует отдалиться от всяких занятий этого мира. Об этом говорили мудрецы (Эрувин, 55а), когда интерпретировали стих (Дварим, 30:13): «и не за морем она» — «не найдёшь её [Тору] среди купцов и дельцов». С другой стороны, если бы первые скрижали остались, было бы достаточно избрать для ежедневного изучения Торы короткое время, а большую часть дня посвятить торговле. И поэтому Всевышний сделал Моше символом для всех, кто принимает на себя бремя изучения Торы; он показывает, что Всевышний снабжает их пропитанием, когда от их скрижалей появляются некие «сколы» — и благодаря этим отходам у них будет достаток.

Перевод — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=41013