Пекудей — «Это» и ничто другое!

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1687
это расходы на мишкан

Недельная глава Пекудей

«Это перечень (расходов) на Мишкан» (Шмот, 38:21).

Недавно опубликовали официальные данные: семьдесят процентов семей в Израиле живут в «овердрафте», то есть – в долгу у банков. Семьдесят процентов боятся телефонного звонка директора их филиала банка, который сообщит, что чеки больше не будут приниматься к оплате, и предостережет, что вскоре их счет будет ограничен. Тогда они спешат собрать какую-то сумму, чтобы снизить сумму долга.

На что это похоже? Старшее поколение наверняка еще помнит время, когда молоко продавали на разлив, и после покупки его нужно было кипятить, потому что оно не было пастеризованным, как сейчас. Молоко ставили в кастрюле на газ, и когда оно начинало кипеть, поднималась пена и выливалась из кастрюли. Понятное дело, что только дурак будет снимать сверху пену, чтобы не выливалось. Умный человек выключит огонь. Умный человек вернет весь долг банку (тем более, что этот банковский кредит связан с опасением на запрет Торы брать в долг под проценты), а не ограничится снятием пены – уменьшением «овердрафта». А ведь многие, ох, как многие, думают: «Ах, если бы нас освободили от этого наказания – всех этих угроз, всех этих предупреждений, раздражающих телефонных звонков…»

Неужели? Если бы нас не предупреждали, мы бы продолжали безмятежно раздавать чеки, банк бы их принимал безгранично – в какую карусель мы бы попали? Вплоть до полного банкротства, не дай Б-г!

Точно так же и в духовной сфере. «Это перечень (расходов) на Мишкан, Мишкан свидетельства». Слово «Мишкан» происходит от слова машкон – залог. Говорит Раши: «Это намекает нам на то, что Мишкан был отдан в залог и разрушен дважды из-за грехов народа Израиля». Всевышний не игнорирует наши грехи, пока чаша не переполнится, а взыскивает с нас понемногу: небольшое огорчение тут, расстройство там, небольшой убыток, мелкий урон, – чтобы все это искупало наши грехи и хоть немного снижало уровень гнева (в оригинале это слово означает также «пена» — кецеф). В прямом смысле Он излил Свой гнев на дерево и камни при разрушении Бейт Микдаша. Так же, как залог, который забирают, если долг не вернули.

Расскажем об этом историю. У царя Шломо был друг детства, один крестьянин. Время от времени он приезжал из своей деревни в Иерусалим пообщаться с царем. Однажды он возмутился: что это за дружба! Царь знает язык зверей и птиц, а его не учит. Стал требовать, чтобы научил. Ответил ему Шломо: «Пойми, это подарок, который я получил Свыше. Если ты удостоишься – тебе тоже дадут». Но друг не успокоился. Даже когда Шломо предупредил его, что это может ему навредить. Заставил царя Шломо научить его и, довольный, вернулся в свою деревню.

Запряг было быков, чтобы пахать поле. Вдруг услышал, как один бык говорит другому: «Разве хозяин не знает, что дожди в этом году начнутся позже, лучше сеять в следующем месяце?» Тут же он отпустил быков пастись себе спокойно. Все посеяли, и их зерна сгнили. А он посеял через месяц и собрал прекрасный урожай.

В следующий раз он собрался сеять пшеницу и вдруг услышал, как птицы чирикают: «Он что – не знает, что в этом году пшеница не уродится, а только ячмень?» Все посеяли пшеницу, и колосья выросли сухими, а он посеял ячмень, и тот вырос на славу.

Так и продолжалось – от удачи к удаче, и наш герой даже стал думать: «И чего это царь Шломо не хотел меня учить? Завидовал, что ли, моим будущим успехам? Как хорошо, что я проявил упрямство, и выучился этому языку!»

Однажды утром услышал он, как курица говорит петуху: «Дорогой муж, почему твой гребешок склонился? Чем ты опечален?»

Ответил петух: «Да как мне не печалиться, если хозяину недолго жить осталось!»

Опешил крестьянин. До сих пор любого ущерба ему удавалось избежать: сеял не в этом месяце, а в другом. Не пшеницу, а ячмень. А тут что делать? Вспомнил, что друг его – мудрейший из людей. Вскочил на коня, и помчался в Иерусалим.

Пришел к царю и бросился ему в ноги: «Спаси, Ваше величество! Я должен умереть! Посоветуй, что делать!» Шломо стал его успокаивать: «Я уже написал в своей книге Коэлет: “Не может человек знать свой срок…”»

«А я знаю, — зарыдал тот, — петух сказал!»

«А, — сказал царь Шломо, — ты знаешь язык зверей! Я же говорил, что это не пойдет тебе на пользу…»

Удивился тот: «Как это? Если бы я не знал, умер бы неожиданно».

«Ничего ты не понимаешь! – сказал Шломо, — Если бы ты не знал, ты дожил бы до старости! Пойми, нет идеальных людей. Однако за то, что человек совершает мелкие проступки, Творец мира посылает ему легкие наказания, и баланс выравнивается. Ты же уклонялся от наказаний, а грешить продолжал, пока чаша не переполнилась…»

Но есть другой путь, гораздо более легкий и гораздо более эффективный: выключить газ – сделать тшуву!


http://www.beerot.ru/?p=45751