Тецаве — Чему учит голубой плащ?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

2495
плащ первосвященника с колокольчиками

Недельная глава Тецаве

Как-то раз я был в ешиве Лейквуд в Шаббат недельной главы Тецаве. Глава ешивы, рав Шнеур Котляр, спросил меня: «Мудрецы (Звахим, 88б) говорят, что плащ первосвященника искупает грех злословия. Почему?»

Честно говоря, я немного удивился этому вопросу. Ведь если он знает эту Гемару, то наверняка знает и продолжение: «Придет вещь, обладающая голосом [точнее – звуком; имеются в виду колокольчики на краях плаща, звеневшие при движении], и искупит грехи голоса». Но я промолчал: если глава ешивы задает такой вопрос, несомненно, у него есть и ответ.

Сказал рав Котляр: «Гемара указывает на звук колокольчиков, а комментаторы – на то, как соткан край плаща. Но я думаю, что идея выражена и в самом плаще. От его верхнего края до нижнего, украшенного колокольчиками, он представляет собой длинное полотнище голубого цвета, как небо, простирающееся над нашими головами от горизонта до горизонта.

Почему? Я объясню. В “Кли Якар” сказано, что тот, кто злословит, подобен мухе: она стремится попасть в грязное место, ее тянет к любой ране и гною, и там она откладывает яйца, загрязняя еще больше это место и отравляя его. Об этом сказано в Коэлет (10:1): “(Одна) мертвая муха заставит смердеть ]вся цель злословящего – испортить запах (репутацию – прим. пер.) человека[ и бродить [будет говорить и обсуждать даже человека, чьи дела, как] ароматное благовонное масло; [потому что в его глазах] капля глупости перевешивает мудрость и славу”. Если он увидит то, что в его глазах выглядит как глупость или изъян, каким бы крошечным он ни был, это перевесит все остальные великие достоинства, такие как мудрость и слава. Он просто проигнорирует их и будет говорить о недостатках.

Какой урок мы можем выучить отсюда для себя? Не быть, как та муха, которая сосредотачивается на одной маловажной и второстепенной точке, а видеть все голубое полотно, как небесный свод, от горизонта до горизонта, видеть, как все светится и сияет. А недостаток – даже если и есть — он мелкий и неважный, и он не в состоянии заслонить собою все то хорошее и положительное, что есть в человеке.

Как комментируют сказанное в Пиркей Авот (1:6): “Суди всего человека, оправдывая его”? Есть у людей такое свойство, что, видя какую-то одну отрицательную точку, они считают человека полностью испорченным. Это несправедливо и непорядочно, следует судить «всего человека» целиком, оправдывая его, а критику сосредоточить на одной конкретной точке, и тогда это легко исправить. Как приводят пример наши мудрецы («Берешит Раба», 26:1) о плоде инжира, у которого нет отходов, кроме черенка (которым плод прикреплен к дереву): “убери его (черенок), и изъян исчезнет”».

Какие замечательные слова!

Как известно, один из способов приобретения Торы – «слушает и добавляет». Вот и я выслушал главу ешивы, и добавил: слова «Кли Якар» – чистая правда, но нужно объяснить и согласно прямому смыслу: что значит «заставит бродить масло»? Что в масле появятся пузыри, как в любом испорченном масле. Так и здесь: говорящий злословие не просто концентрируется на ране, игнорируя все остальное. Он еще и судит все деяния человека в свете того недостатка, который обнаружил в нем. А искажение тянет за собой другое искажение. Одна ошибка вызывает целую цепь ошибок.

Расскажу, что я слышал однажды. Правдивая история, которой лучше бы не происходило…

Одна тель-авивская семья, скажем, по фамилии Розенберг, «усыновила» пару репатриантов из России. Оба – врачи, люди образованные. Розенберги заботились о них от всей души, часами разговаривали с ними на исковерканном идише, а главное – на языке сердца. Теплого, любящего и понимающего сердца. И действительно, врачи стали постепенно продвигаться в иудаизме, шаг за шагом. Постепенно и иврит у них улучшился, что дало возможность связи развиваться и расти. Они приезжали на Шаббаты и праздники, участвовали в молитвах и пели вместе застольные песни. Что ж, еще одна еврейская пара присоединилась к народу Израиля.

Все было замечательно до одного Шаббата. Сердечно распрощавшись с хозяевами после трапезы, наша пара вышла на улицу. Хозяева встали у окна, чтобы помахать им на прощанье, и вдруг с ужасом увидели, как женщина машет рукой проезжающему такси. Такси останавливается, они быстро садятся в машину и уезжают.

Первый шок сменился гневом. Какая наглость! Это просто пощечина, плевок в лицо! Слов не хватает! Хоть бы дошли до соседней улицы и там остановили машину. Не под окном! Петь субботние песни – и ехать в такси? Кроме того, если они остановили такси, значит, пришли в гости уже с деньгами. Лицемеры! Может, они и приехали на такси? Короче, связь была прервана. Врачи попытались несколько раз позвонить, но им так холодно ответили, что они поняли намек.

Прошло несколько месяцев. В семье Розенберг раздался звонок. Звонили из той самой организации, с помощью которой семьи познакомились. Сообщили, что врач умер, и, если можно, навестить и утешить вдову во время шива. На такую просьбу было тяжело отказать.

Вдова встретила их с заплаканными глазами. Начали беседовать, как принято в таких случаях:

— От чего он умер?

— От сердечного приступа. В больнице «Ихилов».

— А что, у него были проблемы с сердцем?

— Только в последнее время. Помните, когда мы были у вас в гостях на Шаббат? Когда мы спускались по ступенькам, он вдруг почувствовал боли в сердце и в левой руке. Он же был врач, так он сразу понял, насколько это опасно. Мы остановили такси и поехали в больницу. Тогда приехали вовремя, его спасли. А вот позавчера – опоздали…

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=40782