Шофтим — Будь прямодушным!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1959
идти прямодушным

Недельная глава Шофтим

«Будь прямодушным с Г-сподом, Б-гом твоим» (Дварим, 18:13).

Сюда входит и сказанное царем Давидом в Теилим: «Все Твои заповеди – чистая истина, ложно преследуют меня – помоги мне!» Мальбим комментирует это так: основа всех заповедей в том, что человек должен верить в Того, Кто заповедует, и в Его заповеди, и не слишком углубляться в расчеты, и не выдвигать свои гипотезы (об их смысле), а только исполнять их с полной верой. А противники Давида говорили, что это ложь, что нужно выяснять и изучать философский смысл заповедей, и преследовали его за его мировоззрение. Поэтому он и просил помощи и спасения от них.

Этот же упрек высказал и пророк Шмуэль царю Шаулю (Шмуэль 1, 13:13): «Ты поступил глупо, и не исполнил заповедь Г-спода, Б-га твоего, Который заповедовал тебе». Мальбим комментирует: ты думал понять своим разумом слово Всевышнего, и на самом деле поступил глупо, что не исполнил Его заповедь. Поскольку тебе не следовало придумывать объяснения и высказывать свои идеи, а простодушно исполнять сказанное пророком.

Мы должны знать, что Всевышний видит все вперед на все поколения, Он знает все ситуации, которые возникали и возникнут, Он просчитывает все, – и дает нам указания, учитывая все это. Поэтому нам нельзя исхитряться и делать какие-то свои предположения. Мы должны выполнять Его заповеди бесхитростно и прямодушно, и «идущий прямодушно пойдет уверенно».

Саба из Новардока приводит об этом поучительную историю. Один царь призвал к себе министра финансов и сказал ему: «Как ты знаешь, уже долгое время мы ведем переговоры с ближайшей к нам страной о снятии налогов, чтобы увеличить оборот торговли. Я посылаю тебя в столицу этой страны, чтобы подписать соглашение. У меня есть только одно указание: там наверняка будут устраивать пиры и празднования в твою честь, и в честь этого замечательного события. Ни в коем случае не заключай пари! Неважно, на что – я запрещаю тебе соглашаться!»

Обиделся министр финансов: «Ваше величество, неужели вы подозреваете меня в пристрастии к азартным играм? Я в жизни не заключал пари, ни на какое дело!»

«Я не подозреваю, я уверен, что ты доставишь почет нашему государству, — ответил царь, — Но тамошние жители очень любят азартные игры и пари, так что ты не поддавайся!»

Министр пообещал, хотя это требование показалось ему излишним и даже оскорбительным. Он поехал в соседнее государство, и был принят там с царскими почестями. Церемония подписания соглашения прошла на высоком уровне, а после этого его коллега – министр финансов той страны – пригласил его на пир, который устраивался лично в честь гостя.

На пире присутствовали все высокопоставленные чиновники, вино лилось рекой, хвалебные речи говорились одна за другой… В какой-то момент министр безопасности поднял бокал и начал говорить: «Я очень рад, что экономика нашей страны и вашей объединятся. Это наверняка принесет большую пользу обеим странам! Надо сказать, что, хотя мой друг, министр финансов, вел переговоры в тайне, я был в курсе всех дел, знал все подробности. И не от него, а от наших шпионов в вашей стране! Они у нас были везде, даже в офисе министерства финансов…»

«Быть того не может!» – возмутился наш министр, который почувствовал себя оскорбленным до глубины души. Шпионы – у него под носом? Он окружен верными и преданными людьми! Он оглянулся по сторонам и увидел ухмыляющиеся лица, насмехающиеся над его наивностью. Он сам уже тоже успел прилично выпить, и вино ударило ему в голову.

«Докажи! – с вызовом обратился он к улыбающемуся министру безопасности, — Все это – наглая ложь!»

Улыбки окружающих расширились еще больше. Министр безопасности принял вызов: «Доказать? Пожалуйста. Я, конечно, не выдам нашего человека. Но у меня есть доказательство. Что скажешь об известном нам факте, что у тебя на спине есть родимое пятно в форме пятиконечной звезды? А?»

Люди стали удивленно переговариваться. Наш же министр невероятно ободрился: «Вот доказательство, что тебя водили за нос! Нет у меня никакого такого пятна!» Но министр безопасности не потерял самоуверенности: «Есть. И я готов поспорить с тобой на сто тысяч, что оно есть!»

«Согласен!» – провозгласил министр финансов. Если бы он отвертелся – все бы стали насмехаться над ним. А теперь он докажет им, что нет среди его людей никаких шпионов! Правда, царь запретил ему заключать пари, но наверняка он не имел в виду такой случай. Это же пари без всякого риска, проще простого доказать, что он прав.

Что ж, наш министр снял сюртук, потом галстук, потом рубашку и даже майку. Нет и следа такого пятна. Скептические вначале лица стали разочарованными. Министр безопасности смущенно признался, что проиграл. Расстроенно подытожил, что шпионы все выдумали. Министр финансов был счастлив. Он быстро оделся, и в знак победы налил себе еще бокал вина. Тем временем, министр безопасности отдал приказание, и в зал принесли чемодан, набитый банкнотами. Ровно сто тысяч.

«Я здесь с государственной миссией. Так что деньги отдам Его величеству», — сообщил министр и удостоился уважительных аплодисментов.

Министр вернулся домой и сразу же поехал во дворец. Встретился с царем, отдал ему подписанное соглашение, и протянул чемодан.

«А это что?» – спросил царь.

«Скромный подарок, — ответил министр, — сто тысяч, выигранных в пари!»

Царь нахмурился: «Но ведь я тебе сказал, чтобы ты ни за что не соглашался на пари! И ты пообещал!»

«Это правда, — признался министр, — но Ваше величество наверняка не имели в виду этот случай. В этом пари невозможно было проиграть». И рассказал царю обо всем, что произошло.

«Вот как… — вздохнул царь, — давай я расскажу тебе, что там было на самом деле».

Что там было? Министр знает, что было, ведь он сам там присутствовал! Оказывается, он знал далеко не все…

«Приехал ко мне посланец царя из соседней страны, — рассказал царь, — сообщил, что переговоры завершились успехом, и пригласил на церемонию подписания соглашения. Я сказал, что не смогу лично приехать, и пошлю министра финансов. Его команда работала над соглашением, так что ему полагается честь подписать его. Сказал посланник: “Мой царь был готов к такому ответу, и просил передать: если почет страны важен в ваших глазах, не посылайте этого идиота. Все над ним смеются”. Я оскорбился: “Мой министр финансов – дурак? Нет более умного и сметливого человека!”

Ответил тот: “Ваше величество, Вы закрываете глаза на факты. Он простак еще тот. Если вы пришлете его – мы сумеем уговорить его раздеться на глазах у всех министров. Будет стоять там полуголый, как последний глупец”. “Быть того не может!” “Мой царь дал мне разрешение заключить пари от его имени. На десять миллионов!” Я согласился.

Посланник уехал, а я задумался: тот царь вовсе не дурак, и не будет просто так рисковать десятью миллионами. Как можно убедить тебя раздеться? Даже если ты не такой уж умный, но все же – не до такой степени… И я понял, что сделать это можно только посредством пари. Поэтому я отправил тебя, запретив заключать пари. И ты обязался.

А теперь, смотри, что ты натворил: и нарушил мой приказ, и выставил себя на посмешище, разделся у всех на глазах, и я оказался в неловком положении, – какого дурака я назначил на должность министра финансов… И привез сто тысяч, а ущерб нанес – на десять миллионов.

А все почему? Потому что посчитал себя очень умным и решил, что мой приказ не абсолютен, и не включает любые ситуации, и, по твоему мнению, в том случае он силы не имел. Как будто ты все знаешь!»

Ну, смысл этой истории ясен, правда? А теперь я расскажу вам настоящую историю, которая произошла около года назад.

Один аврех, настоящий талмид хахам, назовем его рав Пинхас, заболел редкой болезнью. Его положили в больницу, но там не смогли ему помочь. Тем временем стало известно, что есть одна больница в США, которая специализируется именно на этой редкой проблеме с пищеварением. Все документы были посланы профессору, и аврех был приглашен в больницу – на анализы и лечение.

Он сам не знал английского, но местная община отличалась своей гостеприимностью. Раву Пинхасу послали местного авреха, который ждал его с инвалидной коляской у трапа самолета. Его посадили в машину «скорой помощи», которая и привезла его в больницу. Там сразу направили в кабинет заведующего отделением, который уже ждал их. Вдруг выяснилось, что это женщина.

Заведующая отделением держала в руках документы рава Пинхаса и вела с сопровождающим оживленную беседу на чистом английском языке. Тот, видимо, рассказал, что больной – это бен Тора, чья «специальность» – это Тора. Врач произнесла фразу, которая прозвучала, как восхищенное восклицание, а потом встала из-за письменного стола, подошла к раву Пинхасу, и протянула руку, намереваясь пожать ему руку в знак уважения.

Рав Пинхас ощущал, что мысли его путаются. Он был взволнован расставанием с семьей, смущен из-за того, что находился в чужом месте и с чужими людьми, да еще и был очень уставшим от длинного перелета. А тут заведующая отделением, от которой зависит его лечение, простодушно подает ему руку, и отказаться ее пожать – очень невежливо. Она может обидеться, может не понять правильно, и не будет лечить его, как следует. Так что можно найти оправдательные аргументы…

Тем не менее, рав Пинхас вежливо улыбнулся, и сказал сопровождающему: «Пожалуйста, извинись от моего имени. Объясни ей, что тут нет ничего личного. Нам просто запрещено пожимать руки женщинам».

К его удивлению, тот ничего не сказал. Профессор молча вернулась на свое место.

«Почему ты ей ничего не объяснил?!» – спросил рав Пинхас.

Американский аврех ответил: «Когда я представил тебя, и рассказывал о тебе, я попросил особого отношения: чтобы, насколько это возможно, проверки пульса, и анализы крови делали медбратья, поскольку наша религия ограничивает нас в прикосновениях к женщинам. Она сказала, что впервые слышит о таком, и просто не верит своим ушам. Она хочет проверить. Поэтому-то она и встала, чтобы пожать тебе руку. А ты выдержал испытание!»

подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=42749