Исправление греха продажи Йосефа — Афтара главы Мишпатим

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2723

начало обсуждения темы афтары — здесь

В афтаре недельной главы Мишпатим читается отрывок из книги пророка Ирмияу (34:8-22).

«Слово, которое было Ирмияу от Г-спода, после того, как царь Цидкияу заключил союз со всем народом, бывшим в Иерусалиме <о том>, чтобы объявить им свободу. Чтобы каждый отпустил на волю раба своего и каждый – рабыню свою, еврея и еврейку, чтобы никто <из иудеев> не делал рабом брата своего» (Ирмияу, 34:8-9).

В афтаре главы Мишпатим говорится, в частности, об отпущении на волю евреев-рабов. В этом прослеживается связь слов пророка с недельной главой, где также приведены законы о рабе-еврее.

Говорится в мидраше «Шмот Раба» (Мишпатим): «Много различных законов находится в этой главе (Мишпатим). И вот сказано: “Если украдет быка или овцу и зарежет его или продаст его, то пять быков заплатит за быка, а четыре овцы за овцу” (Шмот, 21:37). “Если украдет кто быка…” – это намек на грех золотого тельца. И за это были наказаны наши отцы тем, что все поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне. “А четыре овцы за овцу” – это намек на продажу Йосефа. За этот грех наши праотцы провели четыреста лет в Египетском изгнании, а после народ Израиля пребывал под властью четырех великих царств».

Йосеф был продан в Египет, чтобы быть там рабом, как рассказывает нам об этом Тора, и как сказал царь Давид (Теилим, 105:17): «Послал Он пред ними человека – в рабы продан был Йосеф». Следовательно, корень этого греха был в том, что совершенно беззаконно братья сделали Йосефа рабом. И если в египетское рабство наши предки попали из-за продажи Йосефа, то избавление из рабства также зависело от исправления этого греха. Это подтверждают слова мудрецов в трактате Сота (13а). Говорится там, что во время поисков места захоронения Йосефа Моше попал на берег Нила. Тогда произнес Моше: «Йосеф, Йосеф. Настал тот момент, о котором клялся Всевышний, что выведет Он народ наш из Египта на свободу. И теперь наше избавление зависит от исполнения клятвы, которой ты заклял народ Израиля, сказав: “И заклял Йосеф сынов Израилевых, говоря: верно вспомнит Б-г о вас, тогда вынесите кости мои отсюда” (Берешит, 50:25)». Таким образом, очевидно, что освобождение из египетского рабства было обусловлено также выносом из Египта костей Йосефа.

Три проявления дурного начала

В «Сефер а-Хаим» приводится, что есть три основных вида йецер а-райецер авода зара– идолопоклонство, йецер знут – разврат, йецер шель мамон – стремление к наживе. Одной из основных составляющих греха продажи Йосефа было стремление сделать его рабом и разделить его наследие, духовное и материальное. Известно, что йецер авода зара и йецер знут были исправлены, полностью или частично. А вот йецер мамонпродолжает оставаться в силе.

В трактате Йома (69б) рассказывается, как мужи великого собрания аннулировали дурное начало идолопоклонства и разврата. Мужи великого собрания удостоились внимания Небес после того, как пробыли в посте три дня и три ночи. Тогда Всевышний дал им право на уничтожение дурного начала, подталкивавшего евреев служить идолам. Сразу после этого мудрецы увидели, как из Святая Святых вышел огненный силуэт льва, и они поняли, что это и есть йецер а-ра идолопоклонства. Сразу же схватили его мудрецы, и лев издал рык, звук которого разнесся на четыреста парсаот(1600 км). Что же делать? Решили упрятать его в свинцовую бочку и закупорили свинцовой крышкой. Пророк Захария, бывший среди тех мудрецов, сказал об этом событии: «И сказал он: это зло, и бросил ее в эйфу, и бросил камень свинцовый в уста ее» (Захария, 5:8).

Увидев, что Небеса благоволят, мудрецы решили развить успех. Стали молиться Всевышнему, чтобы Он отдал в их руки и дурное начало, подталкивающее к разврату. И эта молитва не осталась безответной. Однако йецер а-ра разврата оказался изворотливым и предупредил мудрецов, что если его влияние свести на нет, то мир быстро прекратит свое существование. Это было решено проверить. Посадили его «под арест» на три дня и стали ожидать, что произойдет. За те три дня не было найдено куриное яйцо, снесенное в тот же день. Тогда поняли мудрецы, что петух больше не желает приближаться к курице, а муж потеряет влечение к своей жене. Так человечество быстро прекратит свое существование. Что же они сделали? Ослепили злое начало разврата, чтобы осталась только тяга к женщинам.

Интересно, что в Талмуде мы не находим попыток наших мудрецов уничтожить йецер мамон – стремление к наживе. И в книге «Сефер а-хаим» поясняется, что дурное начало стремления к наживе не было аннулировано мудрецами, потому что оно необходимо для поддерживания существования мира. И этот йецер по сей день существует. Неужели в Торе нет заповедей, направленных на обуздание этого дурного начала?

Исправление йецер мамон

Среди шестисот тринадцати заповедей Торы очень немногие непосредственно связаны с деньгами. Тут нужно пояснить, что речь не идет о расходах на предметы, необходимые для выполнения заповеди. Конечно, для того, чтобы надеть тфилин, нужно потратить деньги, и немалые. Также и маца на Песах стоит денег. Четыре вида растений для исполнения заповеди в Суккот тоже стоят недешево. Но речь идет не о таких заповедях. Вопрос относится к случаю, когда сама заповедь реализуется деньгами.

Итак, есть не так много заповедей, которые непосредственно исполняются деньгами. Конечно, первое, что приходит каждому на ум, – это заповедь о цдаке, подаянии нуждающимся. Правда, эту заповедь можно (и даже желательно) реализовать не деньгами, а, в частности, едой. Так, в трактате Ктубот (67б) рассказывается, как Мар Уква занимался благотворительностью. Чтобы не ставить получателя милостыни в неудобное положение, Мар Уква подбрасывал деньги через окно, а сам быстро удалялся. Однажды один из таких нуждающихся погнался за Мар Уквой, чтобы установить личность благодетеля. Праведник вместе с женой был вынужден укрыться в растопленной печи их дома. И что произошло? Пятки Мар Уквы слегка подгорели, а его супруги – нет. Чтобы не получить ожоги, ему пришлось поставить свои ноги на ноги жены. Это случилось из-за более высокого уровня милосердия, который оказывала его жена. Мар Уква давал деньги, на которые еще требовалось купить еду. А его супруга давала еду, значительно приближая получение пользы от помощи. Смысл цдаки – не в том, чтобы дать деньги, а в том, чтобы накормить, одеть, дать кров нуждающимся.

Есть еще заповеди, которые выполняются непосредственно деньгами. Одна из них – это заповедь пидьйон а-бен – выкуп первенца (хотя ее можно исполнить, дав коэну предмет, стоящий пять серебряных шекелей, согласно принципу «предмет, стоящий деньги, эквивалентен деньгам»). В Иерусалимском Талмуде (Шкалим, 2:3) поясняется одна из причин обязанности выкупать первенца. По мнению раби Леви, это должно искупить грех наших предков, продавших первенца Рахели Йосефа за двадцать сребреников. Если разделить эсрим кесеф (двадцать сребреников) на десятерых братьев (Биньямин не участвовал в продаже), то получается сумма, за которую отец должен выкупать своего первенца у коэна.

Таким образом, пишет рав Йехиель Михель Зильбер, есть заповеди, призванные помочь каждому из нас в противостоянии стремлению к наживе. А также продолжить исправление греха продажи Йосефа в рабство.


http://www.beerot.ru/?p=23723