Возмездие старейшинам Мидьяна — Из комментариев Рамбана к недельной главе Пинхас

Дата: | Автор материала: Рамбан

3801

Недельная глава Пинхас

Возмездие старейшинам Мидьяна

Написано: «…они враги вам в своих кознях, которые они творили против вас» (Бемидбар, 25:17-18). Я уже объяснял, что весь этот злодейский замысел принадлежал старейшинам Мидьяна, как написано: «И сказал Моав старейшинам Мидьяна…» (Бемидбар, 22:4) – т. е. с ними моавитяне советовались с самого начала. И эти старейшины присоветовали моавитянам направить своих девушек для блуда с сынами Израиля, чтобы привлечь тех к Бааль-Пеору и отвратить от Б-га, – хотя <в рассказе Торы об этих событиях про старейшин Мидьяна> прямо не упомянуто. [Но из текста Торы следует, что старейшины Мидьяна направили в помощь Моаву множество своих дочерей и жен, ведь далее о мидьянских женщинах говорится: «Они по совету Билама соблазняли сынов Израиля изменить Б-гу ради Пеора» (Бемидбар, 31:16).] И еще, <старейшины Мидьяна> послали к моавитянкам дочь своего правителя, чтобы она блудила вместе с ними, – и поэтому написано: «…и в деле Козби, дочери князя Мидьяна, их сестры». А если бы это не было сделано по рекомендации советников правителя, то как могла его дочь, место которой в княжеских покоях, оказаться в степях Моава, в стане чужого племени?! Ведь в это время сыны Израиля располагались станом в Шитиме, в степях Моава, – так что же там делать этой мидьянке?! Но она была очень хороша собой, и старейшины Мидьяна послали ее туда, полагая, что «красивая женщина способна развратить многих».

И очевидно, что Билам также входил в этот заговор, ведь возвращаясь из Моава, он по пути проходил через Мидьян, и он был советником правителя. А возможно, он задержался там, чтобы посмотреть, как будут развиваться события, – и поэтому сыны Израиля нашли его в Мидьяне и там убили. А в строке «И встал Билам, и пошел, и возвратился в свои места» (там же, 24:25) подразумевается, что он пошел, чтобы возвратиться в свою страну.

И скорей всего так и было. Ведь сыны Израиля могли бы убить изрекавшего пророчества человека только с разрешения Торы, и когда им было сказано: «…ибо они враги вам в своих кознях, которые они замышляли против вас», сыны Израиля заключили, что все творившие против них козни подлежат смерти. И поэтому они убили также Билама, зная, что он участвовал в этом злодейском замысле.

И вот, Святой, благословен Он, повелел совершить возмездие над старейшинами Мидьяна, но относительно моавитян Он предостерег: «Не враждуй с Моавом и не затевай с ним войны» (Дварим, 2:9).

Ведь сначала сыны Израиля пришли к рубежам Эдома, и им было сказано: «Вы проходите у границ братьев ваших, сынов Эсава, …не задевайте их, ибо Я не дам вам из земли их ни пяди» (там же, 2:4-5). А затем они подошли к границам моавитян, и последовало предостережение: «Не враждуй с Моавом…». А еще им было сказано: «Ты проходишь ныне у границ Моава, около Ара. Когда приблизишься ты к сынам Амона, не враждуй с ними и не задевай их, ибо не дам Я от земли сынов Амона владения тебе, так как сынам Лота отдал Я ее во владение» (там же, 2:18-19). Но <относительно страны царя Сихона Творец> повелел: «Встаньте, двиньтесь и перейдите поток Арнон! Смотри, отдал Я в руки твои Сихона, царя Хешбона, эморейца, и страну его» (там же,2:24). А после всего этого «увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эморейцам» (Бемидбар, 22:2) – т. е. двум эморейским царям, Сихону и Огу. И тогда-то произошли все эти (т. е. описанные в главе Балак) события. А следовательно, предостережение «Не враждуй с Моавом» (Дварим, 2:9) предшествовало повелению «Преследуй мидьянитян и поразите их…».

В мидраше объяснено: <Всевышний повелел покарать только Мидьян, но не Моав> потому, что моавитяне действовали из страха быть разоренными и ограбленными, а мидьянитяне просто ввязались «не в свою ссору», – так пишет и Раши в комментарии к главе Матот.

А согласно простому смыслу, Всевышний запретил причинять зло Моаву и Амону, поскольку он отдал эти страны потомкам Лота в заслугу за то, что тот служил праведнику (т. е. праотцу Аврааму) и пошел вместе с ним в страну Кнаан. Но за то, что они не только не проявили гостеприимство по отношению к сынам Израиля, но и отдалили их от себя, они были наказаны и отдалены от Его народа, и Всевышний повелел: «Да не войдут амонитяне и моавитяне в собрание Б-га, и десятое поколение их да не войдет в собрание Б-га навеки за то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути, когда вышли вы из Египта» (Дварим, 23:3-4) – мера за меру.

Назначить главой народа

«И напутствуй его на глазах у них» (Бемидбар, 27:19) – …т. е. наставляй его заповедям, относящимся к вождю и судье. Ведь теперь Йеошуа должен стать во главе народа, и Моше как бы передает сынов Израиля в его руки. И Моше должен был наставить его, чтобы он всеми силами заботился о народе, выводил войско на «войны Б-га» и судил сынов Израиля по закону. И это напутствие необходимо было совершить «на глазах у них», чтобы люди полагались на Йеошуа и подчинялись ему, зная, что он действует по справедливости – как и наставлял его Моше.

И Моше выполнил это повеление Всевышнего, как написано: «И призвал Моше Йеошуа, и сказал ему на глазах у всего народа Израиля: крепись и мужайся, ибо ты войдешь с народом этим в страну… Не бойся и не страшись!» (Дварим, 31:7-8).

И мне кажется, что в повелении «И напутствуй (וְצִוִּיתָה – ве-цивитаего на глазах у них» речь идет о передаче власти. Т. е. Моше должен был назначить Йеошуа главой народа. И подобно этому сказано: «…с того дня, как <царь> приказал (צִוָּה – цива) мне стать наместником в Иудее» (Нехемья, 5:14) и «…назначил его (וַיְצַוֵּהוּ – ва-йецавеу) Б-г главой Своего народа» (Шмуэль 1, 13:14), а также «…с того дня, как Я поставил (צִוִּיתִי – цивити) судей над Моим народом, Израилем» (там же 2, 7:11) – <во всех приведенных случаях это слово употреблено в значении> «назначил».

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=16442