Лакомства к субботнему столу — Толдот

Недельная глава Толдот

1)    О рождении Эсава сказано (Берешит, 25:25): «И вышел первый весь красный…». Говорит мидраш, что когда увидел Ицхак, что он – красный, сказал: «кровь его еще не на месте», и не сделал младенцу обрезание на восьмой день [если ребенок красный, обычно это признак нездоровья и потому нельзя делать обрезание]. Когда прошел год, а Эсав так и остался красным, понял Ицхак, что это его нормальный цвет, и сказал: «Так как он не обрезан на восьмой день, как был обрезан я, обрежу его, когда ему будет тринадцать лет, как Ишмаэлю». Но в тринадцать лет Эсав отказался делать обрезание.

«Даат Зкеним»

2)    В стихах (Берешит, 25:29-34) говорится: «И сварил Яаков кушанье [из чечевицы], и пришел Эсав с поля… И сказал Эсав Яакову: влей, пожалуйста, в меня от этого красного, красного… И сказал Яаков продай мне… твое первородство… и продал первородство Яакову. А Яаков дал Эсаву хлеб и чечевичное варево…».

Когда Яаков учился в ешиве Шема и Эвера (потомков Ноаха), они дали ему совет, предупредив: знай, что Эсав обманщик и злодей и в будущем его потомки будут властвовать над твоими. Но вот тебе знак: если он продаст свое первородство за чечевичную похлебку – радуйся, поскольку это значит, что его претензии можно удовлетворить при помощи взятки. И также твои потомки, хотя и будут жить под властью Эсава, смогут откупиться от него взяткой. И также ангел-покровитель Эсава (Сатан) покорится, когда будет получать взятку – козла, отправляемого к Азазелю раз в году, в Йом Кипур. Все это Яаков хранил в сердце, и ждал случая, когда сможет сделать то, что посоветовали ему Шем и Эвер. Когда, наконец, Всевышний представил ему эту возможность, он обрадовался, так как получил знак того, что его потомки смогут выдержать тяжести галута.

«Меам Лоэз» от имени «Црор а-Мор»

3)    После того, как Ицхак поселился в Граре, Всевышний благословил его большим богатством, что вызвало зависть местных жителей и Авимелеха, царя Грара, который изгнал Ицхака из своей страны. В стихе (Берешит, 26:16) говорится: «И сказал Авимелех Ицхаку: уходи от нас, ибо ты гораздо сильнее нас». Интересно, что фраза «ты гораздо сильнее нас» может быть переведена как «твоя сила [забрана тобою] от нас». Объясняет Нецив из Воложина: «Сказала здесь Тора, что так произойдет с нами в галуте. Нам будут запрещать жить в тех или иных местах из-за претензий народов мира, что мы наживаемся и богатеем за счет благосостояния их страны».

«а-Эмек Давар»

4)    По прошествии какого-то времени Авимелех приходит к Ицхаку с просьбой о прощении. В стихе (Берешит, 26:26) сказано: «А Авимелех пошел к нему [к Ицхаку] из Грара…». Упоминание того, что Авимелех был в Граре кажется здесь излишним, ведь и так известно, что он жил в Граре. Объясняет мидраш, что слово грар намекает на то, что Авимелех все время чесался (гарар) поскольку его поразила кожная болезнь, как наказание за изгнание Ицхака, что и вынудило его пойти и просить прощения.

«Мидраш Раба»

5)    В стихе (Берешит, 27:9) Ривка просит Яакова: «Иди, пожалуйста, к стаду и принеси мне оттуда двух хороших козлят, и приготовлю я их для отца твоего, как он любит». Мидраш «Пиркей де-раби Элиэзер» объясняет, зачем нужны были два козленка, ведь, конечно же, Ицхак не имел привычки есть так много. Это была ночь Песаха, и один козленок являлся пасхальной жертвой, а другой – праздничной жертвой хагига, которую следует принести вместе с пасхальной. После того, как Яаков получает благословения под видом Эсава, приходит Эсав с приготовленной им едой, но Ицхак отказывается ее есть. В стихе (Берешит, 27:35) сказано: «И сказал [Ицхак Эсаву]: пришел брат твой с хитростью и взял твое благословение». Таргум переводит это: «…и пришел брат твой с мудростью…». В чем же была мудрость Яакова? Он знал, что после того, как заканчивают есть пасхальную жертву, запрещено кушать до утра, поэтому, поев еду, принесенную Яаковым, Ицхак уже не мог попробовать от принесенного Эсавом.

«Пней Давид» (рабейну Хида)

6)    Наш отец Ицхак, когда благословлял Яакова (принимая его за Эсава), а потом Эсава, дал им, на первый взгляд, очень похожие благословения. Яакову (Берешит, 27:28): «И даст тебе Всевышний от росы небес и от плодородия земли…», Эсаву (Берешит, 27:39): «…вот от плодородия земли будет житие твое и от росы небесной…».

Тем не менее, разница все же есть. В благословениях, полученных Эсавом не упоминается имя Всевышнего, а в благословении Яакова говорится: «И даст тебе Всевышний…». Это означает, что материальное благо, получаемое Эсавом, не приходит напрямую о Творца, как у Яакова, а зависит от звезд и созвездий, во власть которых отданы потомки Эсава. Поэтому все благоденствие Эсава временное, на что намекает «житие твое»: только пока ты живешь на земле.

Рабейну Бахъе

7)    Благословляя Эсава, Ицхак говорит (Берешит, 27:40): «И [опираясь] на меч свой будешь жить и служить будешь своему брату; и будет, когда сбросит [Яаков с себя бремя Торы], и сбросишь ты ярмо его [Яакова] с шеи своей».

Власть в этом мире изначально дается Яакову, но только при условии, что он будет использовать ее для служения Всевышнему, а если Яаков сбрасывает с себя бремя своего предназначения, власть передается Эсаву, получившему благословение «и [опираясь] на меч свой будешь жить», которое никак не связано с духовностью. Тем не менее, другое благословение, полученное Яаковым (Берешит, 27:29): «Проклинающий тебя – проклят, а благословляющий тебя – благословен» действительно даже когда власть в руках Эсава, на что намекает стих (Берешит 27:22): «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава». То есть голос Торы и молитвы, обращенный ко Всевышнему, приносящий нам благословение и спасающий от врагов, принадлежит Яакову даже когда власть в руках Эсава.

«Шаарей Аарон» 

8)    В стихе (Берешит, 27:46) сказано: «И сказала Ривка Ицхаку: опротивела мне жизнь из-за дочерей Хета [жен Эсава, поклонявшихся идолам]…». В слове «опротивела мне» (קצתי) буква ק, гематрия [числовое значение] которой равна 100, – маленькая, меньше по размеру, чем другие. Здесь скрыт намек на то, что Ривка видела в пророчестве: в будущем Храм, Святая Святых которого имела площадь 100 на 100 локтей, будет разрушен из-за того, что евреи женились на нееврейках, жительницах земли Кнаан.

Рабейну Бахъе  

9)    В конце нашей главы говорится (Берешит, 28:9): «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочку Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайот, помимо своих жен, себе в жены». Раши задает вопрос: зачем нужно упоминать, что брата Махалат звали Невайот? И отвечает, что Ишмаэль умер прежде, чем состоялась свадьба, и брат Махалат Невайот выдавал ее замуж.

Мидраш же говорит, что у Эсава был злодейский замысел: он хотел породниться с Ишмаэлем, и натравить его на своего отца Ицхака, напомнив, что Ицхак получил в наследство все, что было у Авраама, так чтобы Ишмаэль разозлился и убил Ицхака. Тогда Эсав мог бы по праву кровной мести убить Ишмаэля, получив при этом все, что было и у Ишмаэля, и у Ицхака. Но Всевышний распорядился по-другому: Ишмаэль умер еще до того, как Эсав женился на его дочери и все планы злодея провалились.

«Мидраш Агадат Берешит» (глава 2)


http://www.beerot.ru/?p=21639