Лакомства к субботнему столу — Ваера

Недельная глава Ваера

В нашей недельной главе рассказывается, как пришедшие к Аврааму малахим [ангелы] – посланцы Творца сообщают, что в течение года у Авраама и Сары родится сын. Сара слышит об этом из своего шатра. В стихах (Берешит, 18:12-14) говорится: «И рассмеялась Сара про себя, говоря: после того как я состарилась, могу ли стать [снова] молодой, [да] и муж мой стар. И сказал Всевышний Аврааму: почему рассмеялась Сара, говоря, как же смогу я родить, ведь я же состарилась? Может ли быть невозможное для Всевышнего…».

Возникает вопрос: почему Всевышний обращается с претензией к Аврааму, ведь, в конце концов, Сара тоже пророчица и ее пророческий уровень даже выше, чем у Авраама [см. Раши на стих (Берешит, 21:12)]? Отчего же тогда Творец не спрашивает у самой Сары: «Почему ты смеялась, разве ты не веришь Мне»? Ответ на это в том, что корень любого промаха, который совершает жена, находится в недостатках ее мужа. И хотя нам невозможно даже представить тот уровень праведности, на котором находился наш праотец Авраам, тем не менее, на этом высочайшем уровне был какой-то недостаток веры, который нашел свое выражение в том, что Сара рассмеялась. Этим и объясняется вопрос, обращенный к Аврааму: «почему рассмеялась Сара?» – это признак того, что есть какой-то изъян в вере.

Рав Шалом Аруш («В саду мира»)

После того как Всевышний сообщает Аврааму о том, что города долины Сдома будут уничтожены, Авраам пытается отменить этот приговор. В стихах (Берешит, 18:23-25) говорится: «И подступил Авраам и сказал: неужели уничтожишь праведника вместе со злодеем? Может быть, есть пятьдесят праведников в городе, даже тогда уничтожишь и не простишь [всех жителей этой] местности ради пятидесяти праведников, живущих там? Недостойно Тебя делать так – убивать праведника вместе со злодеем, и будет праведник как злодей…»

Спрашивает Мальбим: если Авраама волнует несправедливость того, что праведники погибнут так же, как злодеи, достаточно было просить лишь о спасении праведников, почему же, тем не менее, он говорит о спасении всех жителей этой местности? И отвечает: известно, что когда Всевышний дает разрешение ангелу-уничтожителю уничтожать, тот не различает между злодеями и праведниками, поражая и тех и других. По этой причине, последнюю, десятую казнь, обрушившуюся на Египет, совершил сам Всевышний, как сказано в Торе: «И пройду Я по земле Египта…». Объясняют наши мудрецы: именно Я [то есть сам Всевышний], а не ангел, поскольку нужно было перешагнуть еврейские дома, не поразив их, чего ангел-уничтожитель не может сделать, так как не различает между злодеем и праведником. Зная это, Авраам, увидев, что ангелы, гостившие у него, направляются в Сдом, понял, что уничтожать это место будет ангел, а не сам Всевышний, и значит, если в Сдоме есть праведники, они погибнут вместе со злодеями поскольку ангел не сделает различия между ними. Поэтому и просил отменить приговор об уничтожении для всех, так как это был единственный способ спасти праведников, живущих в Сдоме.

Мальбим

В стихах (Берешит, 19:24-29) говорится: «И Всевышний обрушил на Сдом и Амору серу и огонь… И перевернул эти города… И встал Авраам утром…И взглянул на Сдом и Амору и на всю долину и увидел, и, вот, столб дыма поднимается от земли подобный дыму печи. И было, когда уничтожал Б-г города долины [Сдома], и вспомнил Б-г Авраама, и отослал Лота …». Раши объясняет: «И вспомнил Б-г Авраама, и отослал Лота» – вспомнил о том, как в Египте, когда Авраам сказал, что Сара его сестра, Лот пожалел его и не рассказал египтянам правду, поэтому и Всевышний пожалел Лота и спас.

Согласно комментарию Раши, фраза «И вспомнил Б-г Авраама и отослал Лота» объясняет, по какой причине спасся Лот. Но рав Меир Симха из Двинска объясняет это место по-другому: Аврааму было дано увидеть ярость Небесного суда, чтобы постичь проявления Всевышнего. В отличие от человека, который в страшном гневе уничтожает все, что попадется ему под руку, и даже родного сына может не пощадить, Всевышний, даже когда обрушил гнев Своей ярости на города долины Сдома, тем не менее при этом «вспомнил … Авраама», то есть свое обещание дать Аврааму Ицхака, и «отослал Лота», спася его от уничтожения, об этом и сказано: «И взглянул [Авраам] на Сдом и Амору и на всю долину, и увидел…» – все это увидел и понял Авраам.

Рав Меир Симха из Двинска («Мешех Хохма»)

В стихе (Берешит, 21:3) сказано: «И назвал Авраам сына, родившегося у него, которого родила ему Сара, Ицхак». Говорит мидраш, что каждая буква в имени Ицхак (יצחק) несет определенный смысл. Буква י, гиматрия (числовое значение) которой равна 10, говорит о десяти испытаниях, которым Всевышний подверг Авраама. Буква צ, гиматрия которой равна 90, говорит о том, что Саре было девяносто лет, когда она родила Ицхака. Буква ח, гиматрия которой равна 8, говорит о том, что Ицхак был первый кому, сделали брит мила на восьмой день. Буква ק, гиматрия которой равна 100, говорит о том, что Аврааму было сто лет, когда у него родился Ицхак.

«Пиркей де-раби Элиэзер» (глава 32)

Царь Авимелех вместе с командующим своей армией Фихолем приходят, чтобы заключить союз с Авраамом. В стихах (Берешит, 21:25-26) сказано: «И упрекнул Авраам Авимелеха за колодец с водой [его вырыли слуги Авраама], который присвоили слуги Авимелеха [заявив, что место, где вырыт колодец, принадлежит им]. И сказал Авимелех: не знаю, кто сделал это, и ты тоже не говорил мне, так же и я не слышал до сегодняшнего дня».

Слова «так же и я не слышал до сегодняшнего дня» кажутся здесь лишними, ведь Авимелех уже сказал до этого, что не знает, кто это сделал? Объясняет Нецив из Воложина: услышав обвинение Авраама, Авимелех ответил: «не знаю, кто сделал это», потом повернулся к Фихолю и сказал ему: «и ты тоже не говорил мне», на что Фихоль ответил: «так же и я не слышал до сегодняшнего дня».

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин из Воложина («а-Эмек Давар»)


http://www.beerot.ru/?p=21098