Лакомства к субботнему столу — Бешалах

песнь

Недельная глава Бешалах

Песнь перед холодильником

Рав Шимшон Пинкус

«Тогда Моше и сыны Израиля воспели Г-споду эту песнь» (Шмот, 15:1).

Шаббат этой недельной главы, Бешалах, весь народ Израиля называет «Субботой Песни», поскольку в этот Шаббат во время чтения Торы читают «Песнь на море».

Очевидно, что суть этого – не просто прочесть «Песнь на море» в синагоге. Это особое, уникальное время для того, чтобы укрепиться в чудесном возвышенном виде служения – песни Творцу мира.

Мы знаем, что царь Давид каждую ночь был занят песнями и прославлениями Творца, и написал замечательную книгу Теилим, в которой собрал посредством руах а-кодеш (духом святого постижения) все существующие в мире виды песен, восхвалений и прославлений Всевышнего.

В трактате Псахим (118) говорится: «(Добыча) пропитания человека так же тяжела, как рассечение моря, ведь сказано в Теилим (136): “Дающий пищу всякой плоти”, и сразу после этого написано: ”Рассекающий море Суф на части”». Эти слова наших мудрецов имеют и алахическое, и практическое значение. Нам кажется, что если бы мы сами были из тех, кто вышли из Египта после сотен лет тяжелейшего рабства, и Всевышний вывел бы нас оттуда явными, потрясающими чудесами, и в конце, когда фараон гнался бы за нами в гневе, чтобы убить нас всех вместе с нашими детьми, и огромное море, преграждающее нам путь, разверзлось бы и превратилось в сушу, а мы прошли бы по нему, как по твердой земле, — если бы мы вышли из этого моря, то, разумеется, мы воспели бы песнь Всевышнему с огромным воодушевлением и невероятной радостью! При этом наши мудрецы учат, что когда человек приходит домой, и перед ним накрыт стол, полный разных яств, и нет у него недостатка ни в пище, ни в одежде, хватает и ему, и его семье, – это буквально рассечение моря! Немного сосредоточившись, он сможет приобрести это ощущение. Каждый человек должен привыкнуть, открывая холодильник или буфет и видя там благословение Создателя – разные виды вкусной еды, остановиться на секунду и сказать себе: «Откуда у меня все это? Кто мне дал это? Сколько приязни и милости Всевышнего видно здесь, и я могу наслаждаться всем этим? А ведь я недостоин даже капли из всего этого!» Ему следует признать этот момент и постараться всем сердцем – хотя бы на мгновение – воспеть Творца!

Там же сказано: «Сказал раби Элазар бен Азария: “Тяжело (раскрытие) отверстий в теле человека, как рассечение моря Суф”». Это тоже практическая алаха для человека с чутким сердцем: после того, как он сходил в туалет, и прочувствовал, как Всевышний излечивает всякую плоть и совершает невероятные чудеса – слава Б-гу, он ничем не болен, нет ничего, что задерживало бы пищевые отходы в теле (ведь в ином случае они отравляют человека), и его тело очистилось с легкостью, по доброте и милости Творца, — получается, что в эти моменты он как будто перешел море. Сколь пламенно человек обязан произносить благословение «Ашер Яцар»! С каким воодушевлением ему следует благодарить Всевышнего!

Это приобретается, в основном, посредством привычки: привыкнуть раскрывать глаза, разум и сердце. Об этом сказали наши мудрецы (Санедрин, 91): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: “Каждый, кто произносит песнь в этом мире, удостаивается произносить ее и в будущем мире, как сказано: “счастливы пребывающие в Доме Твоем, вовек они будут восхвалять Тебя!””». Подобным же образом раби Меир (см. там же) объясняет, почему в Песни, которую воспели Моше и народ Израиля после перехода моря, сказано «И тогда воспоет Моше и сыны Израиля Г-споду…». [Во всех переводах говорится: «И тогда воспели Моше и сыны Израиля», потому что это соответствует смыслу сказанного – песнь была пропета в тот момент. Но в оригинале употреблено будущее время.] Сказано не «воспели», а «воспоют» — отсюда мы учим доказательство из Торы, что будет воскрешение мертвых. То есть, тот, кто пел сейчас «Песнь на море», удостоится петь ее и в будущем, когда придет Машиах. Поэтому мудрецы-ришоним писали по поводу порядка утренней молитвы, что «Песнь на море» человеку следует говорить, четко произнося каждое слово, приятным тоном, с традиционным напевом и с великим душевным настроем, как будто он сам прошел через море, и Всевышний спас его, как спас тогда народ Израиля. Это помогает душе достигнуть совершенства, искупает все его грехи, и человек удостаивается петь эту песнь после прихода Машиаха, да придет он поскорее, в наши дни! Правда, кто может на самом деле петь «Песнь на море», по-настоящему ощущая, как будто он сам прошел по дну моря? Но, в любом случае, то, что очень близко и реально для нас – это петь Творцу за каждое из «рассечений моря», которые мы переживаем в нашей жизни каждый день, день за днем – благодарить и прославлять Всевышнего.

Что мы натворили?

Рав Яаков Галинский

«Царю Египта доложили, что народ бежал» (Шмот, 14:5).

Бежал? Да ведь он сам сказал: «Встаньте и покиньте мой народ!» (Шмот, 12:31). И объявил: «Раньше вы были моими рабами, а теперь вы свободны, вы в своей власти, и теперь вы – рабы Всевышнего» («Мидраш Теилим», 113). «Перевернулось сердце фараона и его слуг, и сказали: “Что же мы натворили, выпустили Израиль из нашего рабства?”» (Шмот, 14:5) Раши пишет: «Перевернулось сердце от того, что было прежде». Ведь раньше они говорили (фараону): «Сколько еще мы будем попадать в эту ловушку? Отпусти этих людей, пусть они служат Г-споду, своему Б-гу. Разве ты не видишь, что Египет гибнет?» (Шмот, 10:7). А тут вдруг все перевернулось – и они погнались за евреями из-за ценностей, которые дали им взаймы.

Посмотрите, какова сила заинтересованности в деньгах!

Живая, болезненная память о десяти казнях, ясное понимание, что «Египет гибнет», что «это перст Всевышнего» – на одной чаше весов. Микроскопический шанс вернуть свое имущество – на другой чаше, и он перевешивает! Сразу: «Что же мы наделали?», и все забыто! Не зря сказал Саба из Кельма, что если человеку приблизить к глазам медную монету, она заслонит собой свет солнца!

Таково простое понимание сказанного (Дварим, 16:19) «Взятка ослепляет мудрых»: даже самый большой мудрец, который берет взятку, умирает с ослепленным сердцем, монета делает его слепцом! Как сказано в Бава Меция (71а): «Иди и посмотри, насколько слепы глаза дающего в долг под проценты. Ведь если бы кто-то назвал своего товарища “злодеем”, тот, в свою очередь, страшно бы возмутился. А эти, дающие в долг под проценты, приводят свидетелей, писца, перо и чернила, пишут долговую расписку и сами подписываются: я, такой-то, предал Б-га Израиля!»

Как такое может быть? Глаза слепы, монета ослепляет их!

Саба из Кельма сказал, что именно потому нам заповедано помнить день исхода из Египта всю жизнь, потому что в нем заложены все необходимые нам уроки, в том числе и этот: чтобы нас не ослепила медная монета, которую приближают к нашим глазам, и не заставила забыть обо всем на свете.

Чтобы мы не были подобны египтянам: десять казней они выдержали, а в погоне за деньгами пропали!

Они пропали, но у них появились наследники!

Гемара (Санедрин, 91а) рассказывает, что к Александру Македонскому пришли потомки египтян на суд с евреями. В свое время они одолжили евреям серебряную и золотую утварь. А теперь они требуют вернуть долг – с процентами, разумеется.

Сказал Гвия бен Псиса мудрецам: «Дайте мне разрешение, и я пойду судиться с ними. Если они победят, вы скажете: “победили простолюдина среди нас”. А если я выиграю суд – скажете: “Тора Моше победила вас”».

Ему дали разрешение, и он пошел судиться с ними. Спросил их: «Откуда вы приводите доказательства, что мы забрали у вас множество ценностей?» Они ответили: «Из Торы».

Сказал он: «Тогда я тоже приведу вас доказательство именно из Торы. Ведь там сказано: “(Всего) времени пребывания сынов Израиля в Египте – четыреста тридцать лет”. Дайте нам зарплату шестисот тысяч, которые вы порабощали 430 лет!»

Сказал Александр Македонский: «Ну, ответьте ему!» Они сказали: «Дай нам три дня подумать». Он дал им время, но они не нашли ответа. Тогда они оставили свои засеянные поля и виноградники, и сбежали. А это как раз был седьмой год.

Так что – какие могли быть у египтян претензии по имуществу, которое мы забрали? Ведь они заставляли нас тяжело работать, делать кирпичи из глины, и мы построили для них два города – Питом и Раамсес. А ведь даже раб, которого покупают за полную цену, при выходе на свободу получает щедрый подарок (Дварим, 15:14)!

Но такова уж их логика. Как в истории, которую я слышал от рава Ландо: одному человеку нужно было перевезти деньги из одного места в другое, и он очень боялся разбойников. Он нанял крепкого и сильного человека, чтобы тот спокойно перевез всю сумму. Посланник отправился в путь и наткнулся на вооруженного разбойника. Что ж, против пули мышцы не помогут… Он отдал деньги, но попросил выполнить одну просьбу: «Тот, кто меня послал, не поверит мне, обвинит меня в том, что я все выдумал, а деньги взял себе. Окажи мне услугу: я повешу пальто на дерево, а ты выстрели в него пару раз, чтобы я мог доказать, что разбойник на самом деле был вооружен». Тот согласился и выстрелил. «Еще разок, — попросил посланник, — дырок не видно…» Тот выстрелил еще раз. «Еще раз». «Извини, — ответил разбойник, — закончились патроны». Ах, так! Посланник набросился на разбойника, избил его и отнял деньги. «Ты меня обманул! – стал жаловаться разбойник. — Подстроил мне ловушку!» Ему можно грабить, а возвращать ему той же монетой – нельзя.

Это была лишь притча. Еще один урок, заложенный в исходе из Египта.

Всевышний, благословен Он, дает и дает нам. Жизнь — Его, здоровье – Его, имущество – Его. Заработок – от Него. А когда Он требует от нас посвятить один час молитве, мы опаздываем вначале, дремлем посередине и спешим в конце. Когда Он требует, чтобы мы дали деньги на цдаку и на поддержку Торы, – у нас сердце сжимается.

«А она не знала, что Я давал ей и злаки, и вино, и оливковое масло, и серебро (щедро) умножил ей… посему вернусь Я, и заберу у нее злаки мои в пору их (созревания), и вино в срок его, и отберу у нее Мою шерсть и Мой лен…» (Ошеа, 2:10-11)

Чтобы не пришлось нам дойти до такого, Б-же упаси. Чтобы мы знали, что «от Тебя – все, и из Твоей руки дают тебе» (Диврей а-Ямим 1, 29:14). Чтобы не были, как ослепленные египтяне, сожалеющие о пропаже не своего имущества…

Фараон не погиб

«И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших за ними в море; не осталось ни одного» (Шмот, 14:28).

«Но один остался. И кто это был – фараон» («Даат Зкеним»).

На невысоком песчаном холме, возвышавшемся над берегом моря, стоял человек. Издали он наблюдал за тем, как евреи собирали добычу, выброшенную морем на берег. И это было все, что осталось от самой могущественной армии мира. Разные мысли проносились в его голове, воспоминания о многочисленных событиях, произошедших с ним за последний год. Он внимательно прислушивался к словам песнопения евреев. И когда, восхваляя Всевышнего, они произнесли: «Кто подобен Тебе между богами, Г-споди …», — тогда открыл фараон свои уста и произнес не египетском языке: «Кто подобен Тебе, славен святостью, досточтимый хвалами, Творец чудес» (Шмот, 15:11).

Фараон остался жив, но возвращаться в Египет не имело смысла. После гибели армии Египта в море, в стране начались междоусобные распри. Этим воспользовались соседние страны и, напав и разорив страну, практически прекратили существование некогда великой империи. Куда он направился? На родину — туда, где он родился, ведь он был сыном Нимрода («Таргум Йонатан» Берешит, 16:5).

За то, что фараон смирился и раскаялся в своих грехах, Всевышний дал ему долголетие. Он добрался до города Нинве и спустя некоторое время смог стать там царем. А когда, через много сотен лет, туда пришел пророк Йона, чтобы увещевать город, — вдруг жители Нинве поголовно раскаиваются в своих грехах. Рассказывается, что царь Нинве собрал весь народ и сказал им: «Господа, однажды, очень давно, мне довелось близко познакомиться со Всевышним. Уверяю вас — сопротивление бесполезно».

 «Ялкут Реувени»

Какое благословение произносилось на ман?

«И сказал Г-сподь Моше: вот Я дождем дам вам хлеб с неба…» (Шмот, 16:4).

В трактате Брахот (48б) сказано, что Моше установил произносить благословение «Меэйн Шалош» после поедания мана. Но вот насчет благословения до еды мнения наших мудрецов разделились.

Раби Йеуда а-Хасид, автор «Сефер Хасидим», и рав Менахем Элазар из Пано пишут, что на ман произносили благословение: «… а-моци лехем мин а-шамаим» («… спускающий хлеб с небес»).

Раби Хаим Фаладжи из Измира пишет, что поскольку написано: «… а вкус его как лепешки с медом», то нужно произносить благословение «… боре миней мезонот».

Самое интересное мнение приводится в книге «Твуат а-Саде». Известно, что ман принимал вкус той еды, которую человек хотел съесть. Загадал крем-брюле – получил вкус крем-брюле, загадал торт – получи торт. Поэтому и благословение менялось в зависимости от пожелания!

 «Ке-моце Шалаль Рав»

Как воюют с Амалеком?

«И сказал Моше Йеошуа: выбери нам мужей и пойди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Б-жьим в руке моей» (Шмот, 17:9).

В конце первой части книги пророка Шмуэля рассказывается о том, как Давид и его люди проживали в городе Циклаг. Это был город во владениях филистимлян, и Давид был вынужден искать их покровительства, скрываясь от преследований царя Шауля. Однажды филистимляне отправились на войну против Израиля, и Давид был вынужден пойти вместе с ними. Не может быть, что Давид и его люди могли взяться за оружие против своего народа. Очевидно, что они планировали ударить по врагам Израиля, находясь в их тылу. Опасаясь этого, филистимляне приказывают Давиду и его людям вернуться обратно, в свой город.

Когда же они возвращаются в Циклаг, то обнаруживают его полностью сожженным. Во время отсутствия вооруженных мужчин на город напали амалекитяне. Они разграбили и сожгли город, а женщин и детей захватили в плен. Давид бросается в погоню и вскоре обнаруживает лагерь налетчиков: «…и вот, они, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют, и празднуют по случаю великой добычи, которую они взяли в земле Плиштимской и в земле Иудейской» (Шмуэль 1, 30:16). Из стихов не ясно время нападения на лагерь. Но мудрецы Талмуда утверждают (Бава Батра, 123б), что Давид начал бой лишь на следующее утро. И это удивляет, ведь в руках самых страшных нечестивцев на земле находятся женщины. Даже страшно себе представить, что они могли бы сделать с ними за целую ночь! Почему нужно ждать до завтра, если можно напасть сегодня? Но Давид не просто так медлит. Он знает, что с Амалеком воюют именно «завтра». Так когда-то воевал с ними Йеошуа, как об этом сказано: «…завтра я стоять буду на вершине холма». Так же поступит и Эстер, которая могла на месте раскрыть Ахашверошу правду об Амане, но сделала это только на следующий день: «пусть придет царь с Аманом на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя» (Эстер, 5:8). А ведь тогда на чаше весов была жизнь всего еврейского народа.

Поясняют наши мудрецы, что безумный Амалек живет только сегодняшним днем. В своем противостоянии народу Израиля и всему, что связано со святостью, он настолько безумен, что готов принести в жертву все. Его не интересует, как сложится его жизнь дальше. Его не интересует жизнь в будущем мире. Он живет лишь сегодняшним днем. Броситься в ванную, наполненную кипящей водой, почти до смерти обвариться, остаться калекой на всю жизнь, — и все ради того, чтоб хоть немного остудить ту ванную. Только бы немного «остудить» в глазах народов мира трепет перед народом Всевышнего.

А нашему народу есть для чего ждать завтрашний день. Мы живем ради наших детей, ради нашего народа, ради Всевышнего. Для нас жизнь в этом мире – лишь длинный коридор в Будущий мир. Поэтому наши великие праотцы и воевали с Амалеком исключительно «завтра», для того чтобы у нас всех было «завтра».

Ненавидящий мир на земле

Рав Шимшон Рафаэль Гирш

Многие испытания прошел народ Израиля, реализуя свое предназначение – быть народом Всевышнего. Горькие воды, перепела, ман, суббота, воды из скалы. Эти испытания имели целью показать, какие сложности будут в будущем, но они же научили важному правилу: подчинение себя желанию Всевышнего может освободить из-под ига материальной стороны жизни. Еще одно испытание, отличное от предыдущих, должны были пройти евреи перед получением Торы. Испытание, которое должно научить тому, каким будет будущее евреев, когда они будут находиться уже как сформировавшийся народ среди других народов. Этому испытанию евреи подверглись в Рефидим с Амалеком.

Задолго до того как Яаков был на пути к свободе (после изгнания у Лавана), он вступил в единоборство с ангелом Эсава. В ту ночь перед его глазами прошли все перипетии, которые ждут его потомков в будущем. Тогда же познал Яаков и победу в конце этого противостояния.

Подобное противостояние произошло и в момент приближения евреев к своей независимости. Тогда внук Эсава – Амалек – был первым и единственным, кто без видимых причин напал на народ Израиля, изнуренный и утомленный скитанием по пустыне с женами и детьми… Всем окружающим народам было очевидно, что рука Всевышнего хранит народ Израиля. И до такой степени, что страх напал на те народы. «Услышали народы и трепещут; трепет объял жителей Плешет. Тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кнаана» (Шмот, 15:14-15). Один лишь Амалек пришел, чтобы противопоставить себя той Силе, которой подчинилась даже мощь фараона. Он единственный был народом, чей удел – меч, и кто жаждет быть увенчанным лавровым венком победителя, окропленного кровью. Он стремится воплотить девиз «Сделаем нам имя», с которым открыл Нимрод мировую историю. В чем проявилось воплощение идеи Нимрода? В уничтожении благоденствия и счастья среди народов земли! Он начал первую войну в мире.

Эта агрессивная сила, жаждущая славы, является первым и последним врагом человечества и Небесного царства. Даже мощь фараона, ищущая личной выгоды, может быть заинтересована в сохранении жизней еврейских рабов, когда это служит ее интересам. Но мечу Амалека нет покоя, пока существует на земле хоть один человек, внутри которого живет свободная душа! Пока есть кто-то, кто не подчинился ему. И все то время, пока есть где-то очаг, внутри которого поселилось счастье, а сердца его обитателей не трепещут перед его мечом, Амалек будет воевать против них. И будет делать это изо всех сил, пока не станут они признавать его правил существования. А те, что укрепляют свои сердца, полагаясь лишь на Всевышнего, не боящиеся острия его меча, – их презирает Амалек, ненавидит лютой ненавистью. Поэтому поспешил Нимрод-Амалек выступить против народа Израиля при первом же его появлении на сцене мировой истории. Выступить, чтобы растоптать тех, кто несет знамя духовности, мира и уважения к людям.

Подготовили рав Нахум Шатхин и г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=40264