Лакомства к субботнему столу — Толдот

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

1862
похлебку чечевичную

Недельная глава Толдот

Чья заслуга?

«И молил Ицхак Г-спода в присутствии жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Г‑сподь, и зачала Ривка, жена его» (Берешит, 25:21).

Много лет (Мидраш говорит, 20) Ицхак и Ривка были бездетными. Они молились о потомстве, о праведных сыновьях, но детей все не было. Ривке мешало благословение, которое дали ей мать и брат перед расставанием – благословение злодеев («Сестра наша! Ты стань тысячами и десятками тысяч! И да овладеет потомство твое вратами своих ненавистников!»). И, наконец, она попросила Ицхака пойти помолиться вместе с ней на гору Мория – место, где произошло акедат Ицхак, место будущего Храма.

Ицхак знал, что у него будет двое детей. Мидраш говорит, что он молился, чтобы все его дети были от его праведной жены Ривки, и Ривка молилась о том, чтобы все ее дети были от Ицхака. Наши мудрецы добавляют, что он молился, чтобы хотя бы один его сын был абсолютным праведником, а второй – как получится.

Раши к этому стиху говорит: «Внял ему… Но не ей. Потому что не сравнить молитву праведника, сына праведника, с молитвой праведника, сына нечестивца, поэтому ему, а не ей». Привычный комментарий гласит, что молитва праведника сына праведника была принята первой. В книге «Арвей Нахаль» написано, что комментарий стоит читать с вопросом: «Ему, а не ей?» Ведь в других примерах Всевышний слушал скорее молитву цадик бен раша (праведника, сына нечестивца), как в случае, когда раби Акива и раби Элиэзер молились о дожде, и была принята молитва раби Акивы, поскольку ему пришлось ломать свою природу и свои качества, чтобы стать праведником. Но в данном случае они молились в заслугу друг друга. Ривка просила, чтобы ей было дано спасение в заслугу Ицхака. А он молился о спасении в заслугу ее. И его молитва была принята, поскольку ее заслуги в достижении праведности больше.

В ожидании детей

«И сталкивались (бегали) дети в ее утробе, и сказала она: “Если так, зачем же я?..” И пошла она спросить Г-спода» (Берешит, 25:22).

Как может женщина, столько лет молившаяся о детях, спрашивать теперь: «Зачем я?» Она так долго ждала – неужели недомогание во время беременности ее сломило?! Нельзя сказать, что она испугалась страданий, даже необычных, ведь это наша праматерь Ривка. В книге «Оалей Йеуда» написано: Ривка знала, что она достойна того, чтобы от нее произошли 12 колен. Там приводится мидраш, что уже у Адама должны были родиться 12 сыновей, но потом первые двое поссорились, и Каин убил Эвеля. Всевышний сказал, что раз первые два уже ссорятся, что ж будет с двенадцатью?! Так же говорит и Ривка: если эти двое уже ссорятся, даже еще не родившись, так зачем мне двенадцать (лама зе анохи, гематрия זה равна 12). К сожалению, за эти мысли она действительно не удостоилась стать матерью 12 колен.

Догнать и перегнать

«И сталкивались (бегали) дети в ее утробе» (Берешит, 25:22).

Ривка чувствовала боли, когда проходила мимо домов нечестивцев, где служили идолам, но и когда проходила мимо домов учения – ешивы Шема и Эвера. Раши пишет, что, когда она проходила мимо домов учения, Яаков бежал, резко двигался, чтобы выйти, а когда мимо домов идолослужения – Эсав двигался, чтобы выйти. Когда Раши пишет про Эсава, то не употребляет слово «бежал». Почему?

Мы знаем, что Яаков был зачат первым, поэтому находился дальше от выхода, а Эсав, зачатый вторым, был ближе. Поэтому Яакову нужно было побежать и перегнать Эсава.

Яаков и Эсав еще в утробе матери ссорились о первенстве. Мидраш говорит: Эсав грозил Яакову, что если тот не даст ему выйти первым, он в процессе родов убьет мать. Яаков отвечал: «Какой злодей! Еще не родился, а уже хочет проливать кровь!»

Подобное тянется к подобному

Как может быть, что Ривка ходила мимо домов идолослужения? Что ей там было нужно?

На самом деле она не ходила там, где открыто поклонялись идолам. Понятно, что такие места не для нашей праведной праматери. Она ходила мимо обычных домов, но у Эсава было «развито обоняние» на такие вещи: он хорошо чуял, где идолопоклонство.

Рав Ицхак Эльханан, который был главой раввинского суда в Антиполи, рассказывал, что в их городе у одного человека помутился разум (вселился злой дух), и когда этот несчастный видел негодного, нечестивого человека, он бросался к нему с объятиями и поцелуями, а когда видел праведника – бежал от него. Рав говорил: сегодняшние газеты похожи на этот «злой дух». Человека, в котором они чувствуют даже 50% нехорошего, они обнимают, целуют его, но если видят праведника – не могут его выносить…

Двуличие и простота

«И выросли отроки, и стал Эсав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яаков — человеком бесхитростным пребывающим в шатрах» (Берешит, 25:27).

Раши говорит, что Эсав был знатоком ловли, то есть умел окрутить и обмануть своего отца, спрашивая у него «праведные» ученые вопросы: «Как отделить десятину от соли и соломы?», хотя от них не нужно отделять. Ицхак думал, что Эсав ревностно исполняет заповеди. «Человеком полевым» — то есть праздным, который бродит по полям с луком и охотится. В обоих случаях сказано иш — человек, то есть в доме он был одним человеком, а вне дома – другим. А про Яакова иш сказано один раз – он был везде одинаков.

Про Яакова сказано там, простой, бесхитростный. Так ли это? Раши говорит: «Не искусен во всем этом. У него что на сердце, то на устах. Того, кто не изворотлив (ло хариф) на обман, называют бесхитростным». Яаков был простым? Это совсем не так, ведь он придумал формулу: «Я (Яаков), Эсав – первенец твой». Его никак нельзя назвать простым.

Шла а-Кадош говорит, что слово хариф (изворотливый) в данном случае нужно понимать иначе. В главе Ваэра (Шмот, 9:32) написано: «А пшеница и полба не были сломаны, так как поздние они». Когда сеют зерно, есть ранние и поздние посевы. Поздние – алифот, как в главе Ваэра, а ранние – харифот. Отсюда понятно, что Яаков не был простаком, он лишь не торопился (ло хариф) обманывать, то есть умел, но не спешил пользоваться своим умением.

От кого бы мы ожидали большего преуспеяния в жизни? От «делового охотника» Эсава, или от «сидящего в шатрах» Яакова? Если представить современными терминами – мафиози или учащийся ешивы? Ответ напрашивается сам. Однако все вышло наоборот. Яаков добился первородства и получил благословения, то есть с материальной точки зрения получил все блага. Когда Всевышний хочет, человек может сидеть и учиться, а все дела устроятся для него.

Спор о втором месте

«Вот я близок к смерти, для чего же мне первородство?» (Берешит, 25:32).

Простой смысл ясен: Эсав знает, что с его образом жизни, где на каждом шагу опасности (особенно после того, как он убил Нимрода, и ему могут начать мстить), смерть поджидает за каждым кустом. Не люди, так звери на охоте. Поэтому он живет сегодняшним днем, данным моментом, и для него важнее всего немедленно поесть, а там – будь что будет.

Комментарий «Авней Шоам» говорит иначе. Весь разговор, по мнению «Авней Шоам», кроме первородства, касался Маарат а-Махпела. Его комментарий гласит, что, когда сыновья пришли хоронить Яакова, Эсав встретил их у Маарат а-Махпела. И спросил: «Что вы тут делаете?» Они ответили и добавили, что ему-то точно там делать нечего, ведь он продал свое право. Он возразил, что продал только первородство, но не захоронение. На момент заключения соглашения о первородстве были две свободные могилы, и обе они принадлежали первенцу. (То есть, если бы Яаков не купил бы первородство, у него не было бы ни одного захоронения в Маарат а-Махпела.) В момент продажи первородства Эсав продал из них только одну. В эту одну могилу Яаков положил Лею. Теперь же Эсав утверждает, что его место рядом с Леей (как было изначально предсказано).

Однако это его утверждение ложно. Когда Йосеф просит фараона о погребении отца, он говорит со слов Яакова: «В могиле, которую я выкопал (приобрел) себе» (Берешит, 50:5). Когда же Яаков купил ее? Возвращаясь в Кнаан, Яаков встречается с Эсавом и предлагает тому гору золота – все, что он нажил, работая у Лавана – за вторую могилу. И Эсав продает ее. Ныне, стоя у пещеры, сыновья Яакова напомнили об этом Эсаву.

Но сейчас, в нашей главе, когда им обоим по 15 лет – разве о погребении печется Эсав? Он думает, что умрет в поле, его тело сгрызут дикие звери и склюют птицы, некому будет хоронить его. Поэтому он с легкостью расстается с местом в Маарат а-Махпела.

Когда Яаков получает благословения Ицхака, Ривка просит его бежать из дома и говорит: «Для чего мне лишиться сыновей, вас обоих в один день?» (Берешит, 27:45). Она знает, у нее было пророчество, что они умрут в один день. Так и произошло. И причиной был их спор о Маарат а-Махпела. Она знала, что так будет, только хотела отдалить это на несколько десятков лет, поэтому попросила Яакова бежать.

Было с собой

«А Яаков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную, и тот ел и пил» (Берешит, 25:34).

Зачем Яаков дал Эсаву хлеб? Чтобы Эсав не сказал впоследствии, что он был вынужден согласиться на продажу, испытывая муки голода, находясь при смерти от истощения. Но, съев 2 куска хлеба, человек уже не находится в опасности, значит, если он хочет продолжать трапезу, он осознанно идет на сделку (кроме того, мидраш говорит, что еда была лишь частью, в действительности Яаков передал Эсаву еще и внушительную сумму).

А что он пил? Можно сказать, что ел хлеб, а пил похлебку. Но есть другой комментарий.

Эсав ел суп с хлебом, а пил вино, потому что вино было у него всегда с собой. Он не надеялся, что в том месте, где он будет есть трапезу, подадут и вино, и всегда носил его с собой.

Рав Йехезкель Абрамский говорит, что этому мы должны учиться у Эсава. Эсав никогда не ходил без своего вина, а мы никогда не должны выходить из дома без вина Торы. Это значит, что у человека всегда должен быть «с собой» хотя бы короткий ворт, которым он может приправить трапезу.

Подготовила Зисси Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=38667