Леках Тов — Балак — Ученики Авраама и ученики Билама

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2715
ученики Авраама и ученики Билама

Недельная глава Балак

Доброе сердце открыто разуму

«И явил себя Б-г Биламу, и сказал: “Кто люди эти с тобой?”» (Бемидбар, 22:9).

«Всевышний хотел ввести Билама в заблуждение, чтобы тот подумал: “Иногда не все открыто перед Ним. Не всегда все известно Ему. Так я выберу момент, чтобы проклясть (Израиль), а Он не заметит”» (Раши).

Общеизвестно, что желания человека, как правило, не определяются границами добра и зла. Только разум, оценивая желания, может поставить преграду на пути зла. Но это произойдет лишь при условии, что человек пользуется своим разумом, утруждая его работой. Если же нет, то со временем разум ослабеет. Как ужасно выглядит человек, лишенный силы, правящей его телом!

Поэтому человеку надлежит принять твердое решение тяжело работать головой, принимать решения разумом и следовать этим решениям. Эта работа очень непростая!

В чем состояла ошибка Билама, одного из умнейших людей народов земли? Когда Всевышний задал ему вопрос: «Кто люди эти с тобой?», Билам решил, что иногда и Всевышнему не все известно. Как мог такой мудрец так заблуждаться?

Ответ в том, что мудрость не  укореняется в злом сердце и не в состоянии повлиять на него.

Только тот, кто в силах поставить свою волю и сердце под контроль разума, может называться мудрым. Человеку следует приучить себя смотреть на все глазами разума, приучить себя к добрым душевным качествам и к тому, чтобы осознание разума влияло на сердце.

К этому обязывает нас и наша святая Тора: «И познаешь ты сегодня, и обратишь к сердцу своему…» Недостаточно лишь знания самого по себе, чтобы повлиять на поведение человека. Необходимо «… и обратишь к сердцу своему…», чтобы мудрость и знание поселились в сердце. Но для этого прежде следует очистить сердце от зла.

Поступки Билама могут показаться удивительными. Сам он произнес, глядя на Израиль: «Да умрет душа моя смертью праведных, и да будет будущее мое, как его». А затем, за деньги, дал совет Балаку ввести евреев в грех разврата. (Он не успел воспользоваться наградой, погибнув от меча евреев.) Как мог подумать Билам, что Судья всего мира не воздаст ему по заслугам? Причина этому только одна: его великие знания и мудрость не могли повлиять на злое сердце. Такое сердце не подчинено разуму.

Два учения жизни

«Ибо препятствует мне Г-сподь идти с вами» (Бемидбар, 22:13).

«Всякий, в ком есть эти три качества – из учеников Авраама, нашего праотца. А другие три качества – от учеников злодея Билама. Добрый глаз, смиренный дух и скромность желаний (свойственны) ученикам праотца нашего Авраама. Дурной глаз, заносчивость духа и безудержность желаний – ученикам злодея Билама» (Авот, 5).

Зависть (дурной глаз), вожделение (безудержность в желаниях) и стремление к почестям (заносчивость духа) – вот качества, которым можно было научиться в доме учения у Билама. Поэтому, говорит рабейну Йона, обладающие ими названы «учениками» злодея.

Тора рассказывает нам, как сам Билам служил примером для подражания своим ученикам. Почтенным посланцам царей Моава и Мидьяна, которые пришли позвать его, чтобы проклясть Израиль, Билам отвечает: «… препятствует мне Г-сподь идти с вами».

Вместо того, чтобы сказать правду (не дает мне Всевышний проклясть этот народ, «ибо благословен он»), Билам придумал собственное объяснение. «Не подобает мне идти с вами – а только лишь с людьми более важными и знатными» (Раши).

В ответ на это Балак действительно отправляет к нему «князей многочисленных и знатных». И вдобавок умоляет его: «Не воздержись, прошу тебя, от того, чтобы прийти ко мне, ибо удостою я тебя великого почета и все, что скажешь мне – все сделаю».

Увидев, что стремление к почету принесло свои плоды, Билам, открыл и другое «достоинство» – вожделение. Князьям Моава говорит он: «Если и даст мне Балак полный дом свой серебра и золота, не смогу я преступить слово Г-спода…» Даже честно признаваясь в том, что он – во власти Всевышнего, Билам мечтает о целом дворце, полном золота. Вот, что хотел бы он получить в награду, если бы не запрет Б-га!

О качестве зависти говорится: «И поднял Билам глаза свои и увидел Израиль, стоящий по коленам своим». Пишет Раши (на Бемидбар, 24:2): «Хотел поразить их дурным глазом».

Мы видим, что три качества, изводящие человека из мира (как говорят наши мудрецы) составляли основу учения величайшего пророка народов мира. Основу не абстрактной теории, а учения, определяющего повседневную жизнь.

В противоположность этому, говорит Мишна, три других свойства – добрый глаз, смирение духа и сдержанность желаний – были главными в доме учения праотца нашего Авраама.  В противоположность зависти там учили милосердию, в противоположность гордыне – смирению, в противоположность вожделению – скромности и сдержанности.

Каждый человек вправе выбрать себе школу. Но уместно вспомнить здесь и конец Мишны. «Ученики Авраама, отца нашего, едят в этом мире (плоды дел своих) и наследуют мир грядущий. Но ученики злодея Билама наследуют Гееном и нисходят в преисподнюю».

Тот, кто избирает путь Авраама, часто опасается потерять блага этого мира, уступая другим и сдерживая свои желания. Ученикам же Билама кажется, что этот мир, несомненно, принадлежит им. Мишна говорит, что заблуждаются и те, и другие. Все приобретения Билама и его учеников даже в этом мире призрачны. А ученики Авраама счастливы в этом мире, и хорошо им в мире грядущем.

Благословение и проклятие

«Будь меч у меня в руке, я тотчас бы убил тебя» (Бемидбар, 22:29).

«Сказала ослица Биламу: “Меня ты не можешь убить ничем, кроме меча. И как же ты хочешь истребить целый народ словом?” Промолчал Билам, не найдя ответа» (Мидраш Танхума).

Молчание Билама не освобождает нас от того, чтобы попытаться ответить на вопрос ослицы.

Следует только вспомнить прежде, что благословение и проклятие связаны в Торе с соблюдением или нарушением заповедей Творца. Как сказано (Дварим, 11): «Смотри! Я даю перед вами ныне благословение и проклятие. Благословение, если послушаетесь заповедей Г-спода Б-га вашего… И проклятие, если не послушаетесь…». И если так, то какая польза человеку от благословения праведника или вред – от проклятия злодея?

Великий мудрец Торы и наставник рав Залман Сороцкин говорит, что благословение праведника способно пробудить в душе человека добрые силы и обратить его сердце ко Всевышнему и благодаря этому сделать его достойным благословения Торы. Верно и обратное: проклятие пробуждает в человеке силы нечистоты, ведет его ко греху, так, чтобы обрушилось на него проклятье, уготованное преступающим волю Творца.

Теперь понятно, что такой злодей, как Билам, знающий силу нечистоты, в состоянии пробудить злое начало в человеке и, приведя ко греху, сделать достойным проклятия. Так собирался Билам уничтожить весь еврейский народ – введя его в грех перед Всевышним.

Все это относится, однако, только к человеку, обладающему свободой выбора между добром и злом. К животному же, не стоящему перед таким выбором, не относится и само понятие греха. Поэтому Билам не мог навлечь проклятие на ослицу и поразить ее словом.

Важно заметить, что слова Торы (Дварим, 28): «Проклят будет… приплод скота твоего…» не противоречат сказанному. Это проклятие обращено не к животным, а к человеку – хозяину скота.

Понятно также, почему Билам решил именно проклясть Израиль, а не благословить Моав. Он знал, что если даже и удастся пробудить добро в моавитянах и обратить их к Б-гу, им не сравниться со святостью и праведностью евреев.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=40149