Леках Тов — Бо — Казни — Б-жественное управление миром

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3789

Недельная глава Бо

Недельная глава Бо начинается со следующего стиха (Шмот, 10:1): «И сказал Г-сподь Моше: войди к фараону, ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов, чтобы свершить Мне эти Мои знамения в его среде». В своем великом кодексе «Мишне Тора» Рамбам пишет («Тшува», 6:3): «Бывает, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию и возвращению. Не будет такому человеку дано возможности оставить свое злодейство, и погибнет за грехи, в которых повинен. <…> И поэтому написано в Торе (Шмот, 4:21): “И Я ожесточу сердце фараона”. За то, что он грешил по своей воле прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, как написано (Шмот, 1:10): “Давайте применим против него хитрость”,– по приговору Всевышнего возможность исправиться у него была отнята, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона. А зачем же посылал Он к фараону Моше с требованием отпустить евреев и исправиться? <…> Чтобы все обитатели мира узнали: если пожелает Святой, благословен Он, лишить человека возможности исправления – не сможет тот исправиться и погибнет за свои злодеяния».

В свете этих слов Рамбама рав Ицхак Зэев Соловейчик объясняет первые стихи недельной главы (см. агаду «Ми-Бейт Леви», стр. 165). Слова «…чтобы свершить Мне эти Мои знамения в его среде», по его мнению, указывают: целью казней было сообщить людям, что грешник умрет за свои злодеяния, то есть будет лишен возможности исправиться. Нельзя сказать, что цель казней – отягчить сердце фараона, чтобы он не отпустил евреев, поскольку он и так был лишен выбора в этом вопросе.

И поскольку фараон был средством для того, чтобы сообщить это людям, египетские казни были лишь особо изощренным наказанием. Поэтому написано (Шмот, 10:2): «…Как Я наказывал [издевался] над Египтом…», и благодаря этому (там же): «…И [чтобы] вы знали, что Я – Г-сподь».

Еще один смысл египетских казней – расширить картину веры, раскрывающуюся при исходе из Египта. Исполняя заповедь рассказа о выходе из Египта, евреи будут много говорить о чудесах, которые совершил Г-сподь. «И чтобы ты рассказывал твоему сыну и сыну твоего сына…» (там же), – чтобы евреи могли рассказать о Моем особом наказании Египту: Я знал, что фараон не отпустит народ, но, несмотря на это, послал к нему Моше сказать ему, чтобы отпустил.

В следующих стихах недельной главы (там же, 3-4) сказано: «И пришел Моше и Аарон к Паро, и сказали ему: так сказал Г-сподь, Б-г евреев: до каких пор тебе отказывать смириться предо Мною? Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне. Ибо если откажешься отпустить Мой народ…». Почему Моше не ограничился приказом отпустить еврейский народ и предупреждением фараону о том, что случится, если он откажется? Это можно объяснить в соответствии с тем, что писал Рамбам («Мишне Тора», «Таанит», 1:3): «Но если не воскликнут и не возгласят [о том, что беда постигла их за грехи], но скажут: “Это случилось с нами в результате естественного стечения обстоятельств, по воле случая настигла нас эта беда”, то это – путь жестокости, который побуждает их продолжать совершать свои дурные действия. В результате к их беде добавятся и другие беды, и это то, что написано в Торе (Ваикра, 26:27-28): “…и пойдете против Меня [по воле случая]. То в ярости [случая] пойду Я с вами…”. Я наведу на вас беду, чтобы вы раскаялись, а вы скажете, что это – лишь случай, и тогда Я добавлю вам ярости того же случая».

Таким образом, мы можем заключить: если человек считает, что его беды – лишь воля случая, то тем самым он приводит на себя новые беды. Это Моше и сообщил фараону – что казни постигнут его за две вещи: за то, что он не отпускает еврейский народ, и за то, что он обосновывает свой отказ, утверждая, что казни – не дело рук Б-га, а всего лишь плод мудрости и колдовства. Это утверждение фараона само по себе является хорошей причиной для сурового наказания, как объяснил Рамбам.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30517