Леках Тов — Бо — Наш мир — мир испытаний

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3788

Недельная глава Бо

В недельной главе Бо написано (Шмот 13:8): «…Ради этого совершил Г-сподь мне [чудеса] при моем исходе из Египта». Раши объясняет: «Ради того, чтобы я соблюдал Его заповеди, такие как [заповеди о] пасхальной жертве, маце и горькой зелени».

В своей книге «Даат Тора» рав Йерухам Лейвович, духовный наставник ешивы Мир, пишет: мы привыкли думать, что главное во всей истории выхода из Египта – раскрытие Б-га в чудесах и знамениях и то великое укрепление в вере в существование Б-га и в Его контроль над тем, что происходит в этом мире. И действительно, многие стихи указывают, на первый взгляд, на правильность такого хода мыслей, как например, стих (Шмот, 8:18): «…Чтобы ты знал, что Я – Г-сподь среди земли». Также на основе этого воззрения мы считаем, что смысл выполнения заповедей о пасхальной жертве, маце и мароре – напомнить себе об исходе из Египта.

Слова Раши, однако, показывают, что все совсем не так. Наоборот, весь смысл исхода из Египта – «…чтобы я соблюдал Его заповеди, такие как [заповеди о] пасхальной жертве, маце и горькой зелени». Получается, что главное – это именно те заповеди, которые появились у нас благодаря исходу из Египта, а весь исход из Египта является как будто второстепенным относительно заповедей о пасхальной жертве, маце и горькой зелени.

Схожие вещи мы находим в комментарии Хасида Яавеца к трактату Авот. Объясняя слова мишны (Авот, 3:17) «…Без Торы нет дерех эрец, а без дерех эрец нет Торы…», он говорит: «Дерех эрец здесь следует понимать в соответствии с простым смыслом – обычаи этого мира, как, например, сев, жатва, отход ко сну, подъем, строительство домов, еда, питье и прочие… Имеется в виду, что Г-сподь, благословен Он, создал все эти вещи только ради того, чтобы они несли на себе Тору, ведь она предшествовала этому миру, как сказано (Мишлей, 8:22): “Г-сподь создал меня в начале пути Своего…”. В трактате Шаббат (88б-89а) рассказывается, как наш учитель Моше сказал ангелам: в Торе написано (Шмот 20:11): “Почитай своего отца…”. Разве у вас есть отец? Так зачем вам Тора? И об этом говорит здесь тана (автор мишны): “…Без дерех эрец нет Торы…”».

Таким образом, мы видим, что не заповеди Торы призваны упорядочить нашу жизнь в этом мире, а наоборот: все творение создано, в основном, для того, чтобы нести на себе Тору. Поскольку в Торе присутствует такая основа, как почитание отца и матери, становится необходимым и само существование родителей, чтобы заповедь об их почитании могла быть выполнена. Получается, что все творение второстепенно по отношению к заповедям.

О мане сказано (Шмот, 16:4): «…Чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению или нет». Раши (там же) объясняет: «Будут ли они [евреи] соблюдать заповеди, связанные с этим [маном], чтобы не оставить от него и не выйти в субботу собирать». Это еще один пример: ман действительно был пищей еврейского народа на протяжении сорока лет в пустыне, но целью его спуска были именно связанные с ним заповеди.

Слова «чтобы Я испытал его» приводят нас к еще одной основе. Смысл и суть заповедей – испытания, которым подвергается тот, кто их исполняет. А если следовать тому, что говорит Хасид Яавец, что весь мир существует только для Торы и заповедей, получается, что смысл всего творения – в испытаниях, связанных с соблюдением заповедей, которым постоянно подвергается человек. Таким образом, наш мир совершенно справедливо называют «миром испытаний».

В первой главе книги Рамхаля «Месилат Йешарим» это написано открытым текстом: «…Потому что все аспекты этого мира, как хорошие, так и плохие, являются испытаниями для человека». А в сборнике «Мидраш Раба» (Шмот, 31:3) находим следующее: «Замечателен удел человека, выдерживающего свое испытание, ибо нет создания, которое не испытывает Святой, благословен Он».

Другой мидраш («Мидраш Раба», Бемидбар, 20:6) говорит так: «Трех проверил Святой, благословен Он, и нашел их [подобными] кувшинам для нечистот, и вот они: Каин, [царь] Хизкияу и Билам. <…> Хизкияу – когда он оправился от своей болезни, [царь Вавилона] Меродах Баладан послал ему дар, как сказано… Пришел [пророк] Йешаяу, сказал ему: “Что это за люди, и откуда пришли они к тебе?” Он должен был сказать: “Ты – пророк Всевышнего, а спрашиваешь меня?” Он же начал гордиться и сказал: “Из далекой земли пришли ко мне, из Вавилона”». На первый взгляд, удивительно: как мог такой праведный человек, как царь Хизкияу, оступиться в столь легком испытании? Ответ, по всей видимости, таков: если бы Хизкияу был изначально готов к такой проверке, он, несомненно выстоял бы и в более тяжелом испытании. Но без подготовки и без знания о том, что в любую секунду человек может быть подвержен испытанию, как написано (Иов, 7:18): «…Каждое мгновение испытываешь его», человек действительно может не справиться.

И это ответил раби Акива своим ученикам, когда они удивились тому, что он читал «Шма», пока римляне срезали с него куски плоти (Брахот, 61б): «Все мои дни я огорчался из-за этого стиха (Дварим, 6:5): “…Всей твоей душой”, – [что означает] даже если Он забирает твою душу. Я говорил [себе]: когда же у меня будет возможность выполнить его? И теперь, когда у меня появилась такая возможность, я не исполню его?!» Раби Акива всю свою жизнь был готов к возможности испытания. Не только к такому великому испытанию, как смерть ради освящения Имени Б-га, – он готовился ко всяким видам испытаний. Относительно других испытаний у раби Акивы не было никаких сомнений в том, что он сможет выстоять. Но в том, что касалось этого, самого тяжелого испытания, раби Акива действительно огорчался и боялся, что может не выстоять, и потому он ни на секунду не переставал готовить себя к нему. И когда час действительно пришел, он отдал свою жизнь с радостью.

Рав Йерухам заканчивает свою статью такими словами: «Как глупы люди, пребывающие в дремоте и не знающие о том, что нужно быть готовыми к проверке и испытанию! Ведь они постоянно, на каждом своем шагу, окружены всяческими испытаниями. Ибо в этом весь мир – в испытаниях для человека. А тот, кто отвлечется от этого, непременно оступится. И именно о таких людях говорит стих (Мишлей, 14:16): “Мудрый опасается и избегает зла, глупец же – гневлив и самонадеян”».

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30533