Леках Тов — Итро — Подготовка к дарованию Торы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

3989

Недельная глава Итро

В недельной главе Итро написано (Шмот 19:1-2): «В самый день [рош ходеш – начала месяца Сиван] пришли они в пустыню Синай. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне; и расположился там Израиль против горы».

Причина того, что Тора сказала о приходе евреев в пустыню перед тем, как сказала об их выходе из Рефидима, который на самом деле был раньше, по мнению автора «Ор а-Хаим» рава Хаима бен Атара, в том, что «любовь нарушает порядок».

Он пишет так: «Поскольку этот день – настолько долгожданный для Творца, для Торы и для мира, для высших и для нижних, и со дня сотворения они сидят и ждут, когда же евреи придут в пустыню Синай, поэтому, когда они пришли туда, Тора не удержалась и изменила порядок вещей, сразу же сообщив о том, что евреи “пришли в пустыню Синай”. Возлюбленный пришел к любящему, и возрадовались небеса и земля, ибо это – цель творения и его надежда. А затем Тора сообщает порядок вещей».

Но если так, продолжает удивляться автор «Ор а-Хаим», почему же Тора снова упоминает приход евреев в пустыню Синай после слов «и двинулись они из Рефидима»? И еще: почему далее сказано «и расположились станом в пустыне», ведь и так понятно, что они расположились станом там, куда пришли? Ответ заключается в том, что тем самым стих намекает на три основных составляющих подготовки к принятию Торы.

«Первая подготовка к принятию Торы – это усиление и укрепление в изучении Торы. Потому что лень – это сорняк, мешающий ее постижению». Намек на эту подготовку содержится в словах «и двинулись они из Рефидима», то есть они ушли от всякой расслабленности (рифьон). Это соответствует тому, что сказали наши мудрецы: «“И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме” (Шмот, 17:8), – за то, что ослабили (рафу) свои руки от изучения Торы».

В своей книге «Сихот Мусар» (глава Мишпатим, 5731 год) рав Хаим Шмулевич добавляет к словам автора «Ор а-Хаим» и подчеркивает, что отдаление от расслабления должно сопровождаться полной самоотдачей, как толковали наши мудрецы: «“Вот закон (тора): если человек умрет в шатре…” (Бемидбар, 19:14), – приобрести Тору может лишь тот, кто умерщвляет себя ради нее». [Примечание редактора. Т. е. отрекаясь от других дел. Например, человек, который должен работать ради пропитания 8 часов в день, должен до или после работы посвящать несколько часов самоотверженной учебе. Так учился и сам рав Хаим Шмулевич в годы юности, когда вынужден был заботится о пропитании для себя и своих братьев-сирот. Так учился и наш учитель рав Ицхак Зильбер.]

Намек на вторую составляющую подготовки к принятию Торы содержится в словах «и расположились станом в пустыне». Это – исправление качеств, главным образом – качества гордости. И это соответствует тому, что сказали наши мудрецы в Талмуде (Недарим, 55а): «Если человек становится подобным пустыне, которая доступна каждому [речь идет о совершенстве смирения и самоуничижения], – Тора дается ему в подарок, как сказано (Бемидбар, 21:19): “И из пустыни – в Матану”, [что также можно перевести, как “и из пустыни – подарок”]».

Насколько это качество влияет на принятие Торы, мы можем учить, по мнению рава Хаима Шмулевича, из истории с Илелем и сынами Батиры, описанной в трактате Псахим (66а). Однажды, примерно за сто лет до разрушения Второго Храма, сыны Батиры (семья мудрецов, управлявшая еврейским народом на тот момент) забыли закон о том, отодвигает ли заповедь пасхального жертвоприношения Шаббат. Илель, поднявшийся в землю Израиля из Вавилона, указал им, что пасхальная жертва действительно отодвигает Шаббат, и привел доказательства из Торы. Сыны Батиры сразу же назначили его главой Санедрина (наси), и весь день он рассказывал о законах Песаха. Затем Илель начал поучать сынов Батиры. Он сказал им: «Кто стал причиной тому, что я поднимусь из Вавилона и стану вашим главой Санедрина? Ваша лень! Потому что вы не учились полноценно у двух великих [мудрецов] поколения – Шмаи и Автальона». Но сразу же после этого Илелю задали вопрос, ответ на который он забыл… И отсюда учат наши мудрецы (там же, 66б): «Всякий, кто ведет себя высокомерно – если он мудрец, то его мудрость покидает его…».

Илель был эталоном смирения, как сказали наши мудрецы в трактате Шаббат (30б): «Пусть всегда будет человек смиренным, как Илель…». Его единственным намерением было упрекнуть сынов Батиры за то, что они не учились, как подобает, у великих мудрецов поколения. Несмотря на это, в его словах был тонкий, как волос, след высокомерия, и он привел к тому, что Илель забыл один из законов Торы, который знал до этого. Если такое совершенство качеств требуется человеку, желающему сохранить Тору, то тем более это верно для того, кто хочет обрести ее.

«И третья составляющая, – пишет рав Хаим бен Атар, – заключается в том, что мудрецы должны искренне и от всей души объединяться друг с другом, а не сидеть поодиночке [бад бе-вад]. Ведь о них [о тех, кто сидят поодиночке] сказал стих (Ирмияу, 50:36): “Меч на одиноких [бадим], и станут они глупцами”. И поэтому Тора говорит: “и расположился там Израиль”, – в единственном числе, что говорит о том, что все они стали подобны одному человеку, и что теперь они достойны получить Тору».

Здесь рав Хаим Шмулевич тоже дополняет слова автора «Ор а-Хаим» словами наших мудрецов (конец малого трактата «Дерех Эрец Зута»): «Поскольку евреи возненавидели раздоры, и полюбили мир, и стали единым станом, то именно в этот час Я дам им Мою Тору».

А в трактате Макот (10а) сказано: «“Меч на одиночек [бадим], и станут они глупцами”, – меч [падет] на шеи врагов мудрецов Торы [то есть на шеи самих мудрецов Торы], которые сидят и занимаются Торой поодиночке [бад бе-вад]. Более того, они еще и глупеют». Потому что Тора дана не одиночкам, а всей общине Израиля. А об общине можно говорить лишь когда все ее члены становятся подобными одному человеку с единым сердцем – иначе это не община, а просто сборище отдельных людей.

В трактате Санедрин (20а) написано: «“Обманчива прелесть” (Мишлей, 31:30), – это поколение Моше и Йеошуа [которое много занималось Торой – Раши]. “И тщетна красота” (там же), – это поколение [царя] Хизкияу [они занимались Торой больше: проверили от Дана до Беер-Шевы и не нашли ни одного мальчика или девочки, которые не знали бы хорошо законы тумы и таарот, нечистоты и чистоты – Раши]. “Жена, боящаяся Г-спода, прославлена”, – это поколение раби Йеуды бар Илая, в котором шесть учеников укрывались одним талитом [потому что были бедны – Раши] и занимались Торой».

Согласно простому смыслу, в поколении раби Йеуды бар Илая евреи учили Тору, несмотря на материальные трудности, и благодаря этому превзошли прежние поколения. Как написано в барайте «Тана де-Вей Элияу»: «Лучше один в страданиях, чем сто без страданий».

В приведенных выше словах наших мудрецов мы видим еще одно достоинство поколения раби Йеуды бар Илая: обычно одного талита не может хватить на шестерых. Причина проста: каждый тянет покрывало на себя, чтобы укрыться, и в итоге накрыть всех вместе не получается. Как же это все-таки может быть? При одном условии: если каждый будет думать о другом и стараться, чтобы его товарищ был накрыт. Именно так было в поколении раби Йеуды бар Илая. И так должна выглядеть ешива – каждый должен заботиться о другом. Потому что, если каждый будет заботиться только о себе, это уже нельзя будет назвать «ешивой».

Каждый должен думать о благе других и заботиться о том, чтобы его товарищу было хорошо. Это – важнейшая составляющая подготовки к получению Торы.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30964