Ки Таво — Сладость Торы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1680
сладость

Недельная глава Ки Таво

«Радуйся всему тому добру, которым Г-сподь, Б-г твой, одарил тебя и твой дом» (Дварим, 26:11).

Известны слова святого раби Хаима бен Атара (автор великого комментария к Торе «Ор а-Хаим»): «Все добро – это намек на Тору, как говорят мудрецы: “Нет добра, кроме Торы” (как сказано в Мишлей: “Добрый удел Я дал вам, не оставляйте Мою Тору”). Ведь если бы люди чувствовали сладость и приятность Торы, они бы воодушевлялись от нее до сумасшествия, и все золото и серебро мира не значило бы в их глазах ничего. Ведь Тора включает все блага и все добро этого мира».

Если бы вы видели свет, сиявший на лице Стайплера (гаона рава Яакова Исраэля Каневского, автора книги «Кеилот Яаков») во время учебы, ту сладость, которой он пропитывал свои идеи – что тут скажешь, тот, кто учит один пункт в книге «Кеилот Яаков», видит автора перед глазами! Однажды он сказал мне с улыбкой: «Реб Яаков, благословение на Тору – это не только благословение на заповедь, это благословение на получение удовольствия!»

В книге «Иглей Таль» в предисловии сказано, что удовольствие от учебы – это часть заповеди изучения Торы, и чем больше удовольствие – тем глубже укореняется изученное!

Рассказывают, что автор «Йесод ве-Шореш а-Авода» рав Александр Зискинд однажды шел по улице в Гродно и увидел простолюдина, который выглядел очень довольным и радостным. Удивился рав: «Чего это он такой довольный, он хоть раз в жизни пробовал вкус понимания трудного отрывка Рашба?»

В трактате Недарим (49б) рассказывается, что одна матрона увидела раби Йеуду, который вел суд Торы, и лицо его было красным, подобно лицу пьяницы. Удивилась матрона: «Что, у вас так принято – судить и постановлять законы, напившись?» Ответил он ей: «Честное слово, я вино и в рот не беру – кроме Кидуша, Авдалы и четырех бокалов в Песах. И то — потом у меня голова болит до Шавуота. А просто – “мудрость человека озаряет его лицо”»!

Рассказывается и в Иерусалимском Талмуде (трактат Шкалим): когда раби Абау прибыл в Тверию, пришли к раби Йоханану ученики и сообщили, что раби Абау по пути сюда нашел сокровище. «Почему вы так думаете?» – спросил он. Ученики ответили: «Да у него лицо просто светится от радости!» Встал раби Йоханан, пошел к раби Абау и спросил его: «Что нового в Торе ты услышал?» «Древнюю тосефту, которую я раньше не знал!» – ответил раби Абау. Тогда и воскликнул раби Йоханан: «Мудрость человека озаряет его лицо!»

Когда я прочел вслух слова «Ор а-Хаима» к нашей главе (см. выше), один человек спросил меня: «Я не понимаю. Я учусь, учусь – и не чувствую никакого вкуса, никакой сладости! Как такое может быть?» И действительно, нужно понять сказанное раби Хаимом: «Если бы люди чувствовали сладость и приятность Торы». Ведь то, что сладко – сладко для всех. Разве не так?

Вот он и спрашивает: «Я что – инвалид, человек, который не чувствует вкуса и запаха?» Я ответил ему: «Ты не инвалид, ты всего лишь петух, прошу прощения». «Я – что?! Зачем вы меня обижаете, рав? Или извинитесь, или объясните!»

«Конечно, объясню, — ответил я, — послушай историю. Одна женщина встала, чтобы омыть руки перед субботней трапезой. Сняла бриллиантовое кольцо и положила на стол. Поела, встала – и забыла забрать кольцо. После трапезы взяли скатерть и хорошенько вытряхнули над мусорной кучей. Понятное дело – вместе с кольцом.

Солнце пригревало, и запах еды донесся до петуха. Приковылял он к куче и начал клевать. Ах, какое удовольствие, настоящая субботняя трапеза! Остатки мяса, и рыбы, и на десерт можно найти… Вдруг увидел – что-то сияет: золотое кольцо с огромным бриллиантом. Клюнул – и плюнул: твердое, безвкусное. Фу! Выбросил кольцо с отвращением, никакой пользы от него нет. А вот когда увидел кусок мягкой халы, пропитанной подливкой – глаза загорелись!

Ну, что скажем о нем – что у него искаженный вкус? Что он инвалид? Конечно, нет. Он всего-навсего петух. Но ты не принимай близко к сердцу, ты в хорошей компании (иными словами, к сожалению, в наше время таких людей очень много)…»


http://www.beerot.ru/?p=43083