Ницавим — Выбери жизнь!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1902
выбери жизнь

Недельная глава Ницавим

«Смотри, Я предлагаю тебе сейчас: или жизнь и добро – или смерть и зло… и выбери жизнь!» (Дварим, 30:15-19).

Нет сомнения, Тора и заповеди – это жизнь, как сказано: «Ведь она – твоя жизнь и продление твоих дней» (Дварим, 30:20), и «приумножающий Тору – умножает жизнь» (Пиркей Авот), и о невежде сказано, что он свою жизнь не жалеет, как же, мол, будет он жалеть жизни других.

Все это вещи известные.

И каждый дополнительный уровень в Торе – это другой уровень жизни. Поэтому-то и сказано, что если ученику приходится уйти в изгнание в город-убежище (если он ненамеренно убил человека), то его рав должен уйти с ним, поскольку сказано: «и убежит в один из этих городов, и будет жить». Комментирует Ритва: «Несмотря на то, что в городе-убежище есть ешива, его рав должен уйти в изгнание вместе с ним, поскольку не у каждого человека он может учиться». А дополнительное понимание Торы, которые он получит, благодаря своему раву – это другой уровень жизни!

Теперь становится понятно: «Смотри, Я предлагаю тебе сейчас жизнь». Каждая добавка в Торе и заповедях – это добавка жизни.

И следует знать, что то же самое по поводу «и смерть…». В самом буквальном смысле: грех – это духовная смерть!

Гемара говорит это открытым текстом, основываясь на строке, которую все знают и не обращают внимания: «Каждый день дурное начало человека борется с ним, и желает умертвить его, как сказано (Теилим, 37): “Смотрит злодей на праведника, и желает убить его!”» Убить!

Однажды Саба из Кельма зашел в зал ешивы во время «седер мусар» и увидел, как учащиеся учат мусар – глубоко и вдумчиво, в полной тишине. Он разволновался и воскликнул: «Разве так сражаются с разбойником, который пришел, чтобы убить и ограбить, отнять все имущество?!»

Это – одно знание, которое внедряет нам Тора. Так же, как путь Торы – это жизнь и добро, так другой путь – это смерть и зло! Каждый грех – это отравленная стрела!

А второе знание, которое сообщает нам Тора, что эти, данные нам «жизнь и смерть», находятся в абсолютном равновесии.

Вот, что Гемара рассказывает об этом: «Абайе услышал, что один человек говорит чужой женщине: “Давай встанем спозаранку и выйдем в путь”. Подумал Абайе: “Прослежу за ними и уберегу их от греха”. Он следил за ними три парсы (около 14 километров!), идя в тростнике, что на берегу озера. Когда они дошли до развилки дорог, и им пришлось расстаться, он услышал, как они говорят друг другу: “Жаль, что мы не можем продолжить идти вместе, чтобы и дальше разговаривать”. Абайе был поражен: откуда у них силы выстоять в таком испытании? Сказал ему тот старец (пророк Элияу): “Каждый, кто выше своего товарища – его дурное начало сильнее”». У того человека доброе начало было маленьким и слабым, поэтому и дурное начало не атаковало его с большой силой, чтобы сохранить свободу выбора. Ведь весь наш мир – это мир испытаний и выбора. Если нет испытаний – нет и награды. Как сказано: «В меру тяжести – и награда».

Вот, что я расскажу вам об этом. В молодости рав Шалом Швадрон собирал подростков на уроки Торы, и своими чудесными историями и притчами зажигал в их душах любовь к Торе. Однажды один парень не пришел на урок, а на следующий день снова появился.

«Где ты был вчера?» – спросил его рав Шалом.

Тот ответил: «Рав, я скажу вам правду. Мне очень нравятся уроки, но еще больше я люблю футбол. Вчера был матч, поэтому я и не пришел».

Рав Шалом заинтересовался: «Я знаю, что Тора – слаще меда и любых сладостей. А теперь я слышу, что есть что-то еще более интересное! Ну-ка, расскажи мне: что такое этот футбол?»

В комнате послышались смешки, но тот парень был рад возможности рассказать раву что-то, что тот не знает: «Ну, это так. Есть поле, и с двух сторон – ворота. И есть две группы игроков. И мяч. Каждая группа пытается загнать как можно больше мячей в ворота противника. Это называется “гол”».

«Вот как! И какой же был результат?» — «Два – один».

«А сколько времени они играли?» – продолжал допытываться рав Шалом.

«Девяносто минут. Полтора часа».

«Три гола – за полтора часа? У меня есть идея, – задумчиво сказал рав Шалом, — Скажи, здесь поблизости есть поле?»

«Конечно, есть!»

«Принеси завтра мяч, и выйдем на поле. А пока что – давайте учиться!»

На следующий день, после урока, он пошел с парнем на поле. Оглядел поле и ворота, и сказал: «”Тора Всевышнего – чиста, умудряет простака”. Силой Торы я нашел способ забивать тридцать голов за полчаса. За одну игру можно забить девяносто!»

Ученик просто ушам своим не поверил. Рав Шалом же взял мяч, наклонился, и положил его у ног парня: «Ну, бей!»

«Что?» — «Бей, говорю, забивай гол! Ты будешь бить, а я встану у ворот, и буду возвращать тебе мячи. Так что за минуту ты сможешь забить гол. Ну, чего ты ждешь?»

«Рав, — смутился парень, — это не считается…»

«Почему?» – удивился рав Шалом.

«Потому что здесь нет других игроков, которые будут атаковать, и стараться отнять мяч, нет вратаря, который будет защищать врата и не давать забить гол… Что за хитрость забить гол в пустые ворота? Что тут сложного?»

«Я понял, — сказал рав Шалом, — а теперь пойми и ты. Учеба – слаще меда. Что за хитрость прийти на урок, когда есть свободный час, и нет футбольного матча? Сложность в том, чтобы преодолеть препятствие и забить гол в ворота дурного начала!»

Одно против другого. Если в одной команде – десять игроков, то и в другой должно быть столько же. Если один человек духовно выше своего товарища, то и дурное начало у него должно быть сильнее, чтобы было сложно его победить!

Таким образом, мы можем понять сказанное в Гемаре: «В будущем Всевышний возьмет дурное начало и зарежет его на глазах у праведников и злодеев. Праведникам оно покажется горой, а злодеям – тонким волосом. И те, и другие будут плакать. Праведники будут плакать и говорить: “Как мы смогли покорить эту гору?”, а злодеи будут плакать и говорить: “Как мы не могли покорить этот тонкий волосок?”»

Что же такое дурное начало на самом деле: гора или волос? Но ответ ясен: для злодеев это волос, ведь и доброе начало у них было размером с волос, так что нужно было уменьшить для них размеры дурного начала, чтобы дать им возможность настоящего выбора и настоящего испытания. А у праведников, чье доброе начало – как гора, и дурное начало такое же, чтобы они могли выбрать: «Я предлагаю тебе сейчас: или жизнь и добро – или смерть и зло…»!

Приходят ко мне аврехи, настоящие бней Тора, постоянно поднимающиеся в своей духовной работе, и порой они в полной растерянности: дурное начало выскакивает и атакует с такой силой! И не понимают, что это и есть настоящее свидетельство и доказательство их высокого уровня! Ведь «одно против другого создал Всевышний» – и «выбери жизнь!»


http://www.beerot.ru/?p=43180