Хукат — Исполнять заповеди, даже если не понимаем их смысл

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

3851

Недельная глава Хукат

«Вот закон Учения, который заповедал Г-сподь» (Бемидбар, 19:2).

Многие комментаторы задавались вопросом, почему сказано «Вот закон Учения», а не «Вот закон о корове», ведь заповедь о красной корове – это еще не вся Тора, но лишь одна из шестисот тринадцати заповедей? Почему же все «учение», вся Тора?

Мудрецы-ришоним комментируют стих из Теилим (81:5) «Ибо закон [хок] это для Израиля, установление [мишпат] от Б-га Яакова» следующим образом. Есть заповеди, которые для Израиля – хок, закон, у которого нет понятного нам объяснения, но для «Б-га Яакова» они – мишпат, установления, и они, безусловно, понятны Всевышнему, хотя Он скрыл их смысл от нас. И, несомненно, Всевышний скрыл этот смысл не иначе как для того, чтобы испытать евреев: будут ли они следовать кажущимся непонятными указаниям?

Теперь понятно, почему заповедь о красной корове была дана евреям еще в Маре, до получения Торы на горе Синай. Всевышний хотел сначала проверить, готовы ли евреи принять на себя заповеди, которые находятся вне их понимания, и таким образом доказать, что они достойны получить Тору. Если бы не стали выполнять законов, кроме тех, которые могут объяснить для себя, не были бы достойны, не дай Б-г. Всевышний выбрал испытать их именно законом о красной корове, и никаким другим, поскольку именно этот закон дальше всего от человеческих возможностей постижения. Ведь у одной и той же коровы есть две диаметрально противоположные функции! С одной стороны, она очищает тмеим – нечистых, с другой стороны – делает нечистыми теорим, чистых! Когда евреи мудро решили пойти по прямому пути бесхитростного доверия Творцу, абсолютно не понимая причин, они удостоились получить Тору на горе Синай.

Об этом же написано: «Там [в Маре] дал Он ему [народу] закон и установление, и там Он испытал его» (Шмот, 15:25). Всевышний дал Израилю закон, но для Него это – осмысленное установление. Причина же этого разъясняется в продолжении стиха: «и там Он испытал его» – готовы ли евреи исполнять Его слова, даже когда не понимают логику закона.

Теперь ясно, почему парашат пара (раздел о красной корове) называется хукат а-Тора, законом Торы, ведь закон о красной корове был дан евреям, чтобы выяснить, достойны ли они получить Тору.

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=26671