Сила – от Б-га — Из комментариев Рамбана к недельной главе Экев

Дата: | Автор материала: Рамбан

3885

Недельная глава Экев

Сила – от Б-га

«Помни Г-спода Б-га твоего, ибо это Он дает тебе силу вести войну». Известно, что сыны Израиля – сильны и доблестны в битве, ведь они сравниваются со львами и волками, разрывающими свою добычу. И поскольку они победят в войне царей Кнаана, Тора предостерегает: если вы подумаете «Сила моя и крепость руки моей добыли мне эту победу!» (Дварим, 8:17), то вспомните Б-га, который вывел вас из Египта, где у вас не было вообще никакой «силы» и «крепости рук». И еще вспомни, как в пустыне, где людям невозможно существовать, Б-г обеспечивал тебя всем необходимым. А если так, то пойми, что, хотя ты одержал победу в этой войне своей силой, Б-г даровал тебе силу вести войну. И если забудешь ты Б-га, то твоя сила иссякнет. И тогда погибнете вы совершенно, как народы, которые Б-г уничтожает пред вами, ведь все оставляющие Б-га погибнут.

Только Он

«Удалите же черствость сердца вашего – чтобы ваши сердца были открыты к познанию истины. А не так, как это было до сего дня, когда ваши сердца не были готовы к постижению, глаза не были готовы увидеть, а уши – услышать.

И не упрямьтесь более – не будьте подобны своим отцам, поколению строптивых бунтовщиков, которые жили с египтянами и усвоили их обычаи, а затем не могли от них отказаться и сделали золотого тельца. Тогда-то о них было сказано: «Увидел Я, что народ этот жестоковыйный» (Шмот, 32:9) – они не могли отказаться от заблуждения, вошедшего в их сердца, и считали, будто от служения ангелам и небесному воинству будет польза. Но вы познайте, поймите и поверьте, что Г-сподь Б-г ваш, Он – Б-г богов и Владыка владык. Он – Владыка, наделивший всё небесное воинство властью над нижним миром, только Он – Великий, сильный и грозный в великолепии Своего могущества. И Он не лицеприятствует ни одному из ангелов и небесных владык и не покровительствует их поданным на земле, и Он не берет мздыот людей».

А под «мздой» подразумевается следующее. Если даже самый благочестивый человек совершит грех, то Всевышний не примет от него в качестве взятки, во имя искупления его вины, никакой из выполненных им заповедей. Но Он накажет за грех и вознаградит за все благие дела.

«Он заботится только об этой стране»

Всегда глаза Б-га, Всесильного твоего, на ней, чтобы знать, что ей необходимо, и обновлять касающиеся ее предопределения – к лучшему или худшему, как об этом говорится в талмудическом трактате «Рош а-шана» («Новолетье»).

[В Талмуде сказано: «Всегда глаза Бога, Всесильного твоего, на ней – порой к лучшему, а порой к худшему. Каким образом «порой к лучшему»? Например, в день Рош а-шана сыны Израиля были полными нечестивцами, и для них было предопределено мало дождей, но позднее они исправили свои пути. Добавить им дождей невозможно, ведь предопределение уже вынесено. Но Святой, благословен Он, прольет их вовремя (в соответствии с циклом обработки земли; Раши) и на те участки земли, которые в них нуждаются в большей мере (на поля, виноградники и сады; Раши). Каким образом «порой к худшему»? Если в день Рош а-Шана сыны Израиля были совершенными праведниками, и для них были предопределены изобильные дожди, но позднее они исказили свои пути. Уменьшить количество дождей невозможно, ведь предопределение уже вынесено. Но Святой, благословен Он, прольет их не вовремя и на те участки земли, которые в них не нуждаются (Рош а-шана, 17б). 

А Раши формулирует этот принцип в более общей форме: «Порой к лучшему – иногда к концу года приговор, вынесенный в Рош а-Шана, облегчается; порой к худшему – предопределенное благо уменьшается».]

Здесь скрыта глубокая тайна, так как эта земля необходима всем (נדרשת בכל –нидрешет ба-коль), и она – всё (הכל – а-коль). И в действительности, все страны обеспечиваются всем необходимым через нее.

[Здесь Рамбан намеком указывает, что страна Израиля управляется через качество Творца, которое называется Коль («Всё») (см. комментарий к Берешит, 24:1, примеч. 20, и к Шмот, 13:16, примеч. 144). 

Знатоки сокровенного учения отмечают, что слова «страна, о которой заботится Г-сподь Б-г твой всегда» (11:12) указывают на Небесный Храм (Бейт а-Микдаш шель мала), существующий в духовных мирах. А «страна, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею» (11:11) – это материальная страна Израиля, на которой будет возведен земной Храм (Бейт а-Микдаш шель мата), являющийся отражением Небесного Храма (р. Бхайе на Дварим, 11:12). См. также комментарий к Ваикра, 18:25-28, где Рамбан приводит слова мидраша: «Верхнее Святилище соответствует нижнему Святилищу» (Мидраш Танхума, Ваякхель, 7).

В Талмуде, а также в книге Зоар отмечается, что Творец сначала обеспечивает всем необходимым страну Израиля, а затем остатки распределяются между всеми другими странами (см. Таанит, 10а, Раши; Зоар, Ваера, 108б).  

Знатоки сокровенного учения сравнивают страну Израиля, расположенную в центре обитаемого мира, на стыке трех континентов – Европы, Азии и Африки, — с сердцем, расположенным в центре человеческого тела. Ведь именно сердце, в первую очередь, поддерживает жизнь человека, а от него жизненная сила распространяется к другим органам. И если все другие страны и народы были переданы Б-гом под власть высших ангелов – сарим, то о стране Израиля «заботится только Сам Б-г» (р. Бхайе на Дварим 11:12; см. также комментарий к Ваикра, 18:25-28).]

И в стране Израиля, и в изгнании

«Положите же эти Мои слова на сердце ваше». «Даже после того, как вы будете изгнаны из своей страны, вы по-прежнему будете отличены (מצינין – мецуянин) заповедями – станете возлагать тфилин и устанавливать мезузу, чтобы, когда вы вернетесь, заповеди не были бы вам в новинку. И так сказано у пророка: «Сделай себе особые знаки (צִיֻּנִים – циюним)» (Ирмея, 31:20)». Так объясняет Раши.

Разъясняя эту тему, я уже говорил, что упомянутые заповеди – это «обязанности тела» (ховат а-гуф), и в любом месте их следует соблюдать так же, как и в стране Израиля. Вместе с тем, в этом предании мудрецов скрыта глубочайшая тайна, на которую я уже намекал.

И вот, эти заповеди – о тфилинмезузе, а также об изучении Торы – даны здесь во второй раз, чтобы при помощи данной последовательности строк подчеркнуть: сыны Израиля будут обязаны выполнять эти заповеди и после изгнания из страны [Ведь сначала написано: «И исчезнете вы быстро из страны хорошей, которую Б-г дает вам» (11:17), а сразу после этого: «Положите же эти Мои слова на сердце ваше и на душу вашу, и повяжите их как знак на руку вашу» (11:18).].

А на основе этих заповедей делается вывод о том, что и все другие заповеди, представляющие собой «обязанности тела», должны выполняться в любой стране. Но от заповедей, представляющих собой «обязанности, связанные с землей» (ховат а-карка), – например, от отделения трумы и десятин (маасрот) – вне земли Израиля освобождены. Так толкуют мудрецы в сборнике мидрашей «Сифри».

Но прежде всего это повеление касается пребывания евреев на святой земле, ведь написано: «…чтобы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Б-г поклялся отцам вашим дать им» (11:21) [Таким образом, пребывание евреев в стране Израиля обусловлено соблюдением законов Торы. И именно эта страна является основным местом для выполнения заповедей (см. Ми-маамаким, Реэ 11, стр. 81-87).].

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4441