Обретение пророчества — Афтара главы Шмот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2393

В афтаре недельной главы Шмот читается отрывок из книги пророка Йешаяу (27:6-28:13, 29:22-23).

«Кого учит он знанию и кого вразумляет вестью (пророческой)? Младенцев, отлученных от молока, отнятых от груди?» (Йешау, 28:9).

Известно, что Батья, дочь фараона, найдя Моше, искала для него кормилицу. Но Моше отказывался сосать молоко у египетских кормилиц, и тогда Батья нашла ему еврейскую кормилицу, которой оказалась мать Моше, Йохевед. Почему Моше не стал пить молоко нееврейских кормилиц? Раши в трактате Сота (12б), поясняет, что когда кормящая мать питается некошерной пищей, то и младенец, которого она кормит, через молоко получает все то, что ест мать. Сказал Всевышний: «Устам, которые будут в будущем говорить со Мной, Я позволю, чтобы сосали нечистое молоко?!», как сказано: «Кого учит он знанию и кого вразумляет вестью (пророческой)? Младенцев, отлученных от молока, отнятых от груди?»

Интересно, что нигде в Торе не рассказывается о нюансах, связанных с кормлением младенцев. Как были вынуждены искать еврейскую кормилицу, как нашли ее, и как она выкормила Моше. На первый взгляд, в этом нет никакой необходимости. Ведь если нам описывается жизнь уже повзрослевшего Моше, то из этого каждый может прийти к выводу, что его младенчество, а потом и детство протекали вполне благополучно. Зачем же описывать некоторые подробности из поры его кормления? (Правда, есть еще один случай в Торе (Берешит, 21:7): «…Кто сказал бы Аврааму: Сара стала кормить детей грудью?» Поясняют комментаторы, что Тора привела этот случай для того, чтобы сообщить нам о величии чуда, когда Сара не только родила в возрасте девяноста лет, но еще и сама выкормила его, о чем говорится в завершении того же стиха: «…Ибо в старости его я родила сына»).

Выкармливание Моше

В Торе не просто так упоминается рассказ о выкармливании Моше и о его отказе от молока египтянок. Это приведено для того, чтобы подчеркнуть величие Моше. Ведь известно, что еще до его рождения Мирьям пророчествовала, что скоро придет избавитель Израиля. А когда фараон приказал бросать всех новорожденных в Нил, Тора рассказывает нам о чудесном спасении Моше. Поясняет Раши (Йевамот, 49б): благодаря тому, что Моше не хотел пить молоко нееврейских кормилиц, он удостоился пророчества из уст Самого Всевышнего. И это была наивысшая степень пророчества, когда видения предельно ясны, словно смотришь на них через прозрачное стекло. Это степень пророчества, которой больше не удостоился ни один пророк.

В заслугу праведных женщин

Говорится в трактате Сота (11б): «Толковал рав Авира: “В заслугу праведных женщин, что были в том поколении, смогли евреи выйти из Египта. Когда шли еврейские жены черпать воду, то Всевышний посылал в их сосуды много маленьких рыб. Приходя домой, они устанавливали на печи два сосуда. В одном подогревали воду, чтобы омыть ноги своих мужей, а в другом готовили им пойманную рыбу. И несли все это в поле, где изнывали от непомерного труда их мужья, и омывали их, и умащали маслами, и кормили их приготовленной рыбой, и поили их принесенной водой. А после были с ними в близости, о чем намекает Давид: “(Даже) если лежать будете между камнями очага, крылья голубки покроются серебром, а перья – золотом зеленовато-желтым” (Теилим, 68:14) … Когда же приходило время рожать, то относили они своих младенцев в укромное место, чтобы не были они утоплены притеснителями. И Всевышний посылал ангела, который ухаживал за ними и кормил их. А чтобы не умерли они от голода, ангел вкладывал в их руки два округлых камня, из которых сочились масло и мед. И об этом сказано: “…И Он будет питать его медом из камня и маслом из скального кремня” (Дварим, 32:13) … Когда же эти дети вырастали, они возвращались к своим семьям. Поэтому, когда открылся Всевышний народу Израиля во время рассечения Ям Суф, они первыми узнали Его и стали возносить хвалебную песнь: “Он Б-г мой, и прославлю Его” (Шмот, 15:2)». Добавляет Раши: «Это Б-г мой…» – Тот, Которого мы уже видели.

Также приводится там, что даже зародыши видели великие откровения во время рассечения моря. Но как они могли видеть все это, ведь они находились в утробе своих матерей? Отвечают на это, что они видели сквозь тело матери, словно через прозрачное стекло, подобно тому, как воспринимал свои пророчества и Моше.

Обретение пророчества

Рав Йосеф Хаим из Багдада в книге «Бен Йеояда» (Сукка, 45б) цитирует известный гимн под названием «Кель Мистатер». В этой хвалебной песне пророчество сравнивается с сосанием молока матери – йеникат а-невиим. Но почему восприятие пророчества сравнивается именно с сосанием материнского молока, а не с употреблением пищи, например? Возможно, это зависит от того, что в простой пище содержатся много элементов, совсем не нужных организму человека. А материнское молоко содержит в себе только то, что необходимо младенцу. Но есть еще одна параллель, связанная не с составом употребляемой пищи, а с тем, каким способом эта «пища» обретается человеком.

Из многочисленных источников известно, что пророчество является подарком от Творца тем, кто подготовил себя к этому, и кто достоин этого. И Творец Сам решает, кого наградить пророческим даром. А это значит, что снисхождение пророчества на человека не является прямым последствием его усилий. И даже когда человек достигает всех необходимых духовных вершин для получения пророчества, не обещано ему, что он удостоится этого Б-жественного дара. Так, известна история, или даже «личная трагедия» Баруха бен Нерия, одного из величайших мудрецов в истории народа Израиля. Барух бен Нерия являлся учеником пророка Ирмияу, а его учеником был Эзра, который, по одному из мнений в Талмуде, был также пророком Малахи. Барух бен Нерия был настолько велик, что Эзра даже не отправился в Землю Израиля, чтобы возводить Второй Храм. Он остался в изгнании, в тени великого учителя, чтобы продолжать изучать Тору из его уст. Но как бы ни был велик и достоин Барух бен Нерия, так уж было постановлено с Небес, что пророческий дар так и не снизошел на него. И говорит об этом пророк Ирмияу: «Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля, о тебе, Барух. Ты сказал: горе мне, ибо прибавил Г-сподь скорбь к страданию моему, изнемог я от стенания, а покоя не нашел» (Ирмияу, 45:2-3). «Стенания» – молитвы о пророчестве, а «не найденный покой» – дар пророчества, так и не приобретенный им.

Говорят наши мудрецы, что приобретение знаний Торы во многом зависит от усилий, прикладываемых человеком. Возможно, поэтому Тора сравнивается с хлебом и водой, обретение которых зависит от трудов человека. Но пророчество – это подарок от Всевышнего, словно грудное молоко, которым любящая мать одаряет своего младенца.


http://www.beerot.ru/?p=22879