Ки Таво — Благословение трудностями

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

3367
благословение трудностями

Недельная глава Ки Таво

В нашей главе записана заповедь бикурим («первинки»): принесение первых плодов урожая в Храм и произнесение специального отрывка из Торы. Порядок ее исполнения таков: как только на деревьях появлялись первые плоды, хозяин обвязывал их у основания ленточкой, чтоб потом, когда эти плоды полностью созреют, он смог опознать их и принести как «первые плоды» в Храм в Иерусалим. Мишна в трактате Бикурим описывает большую и торжественную радость и почетное сопровождение, которые сопутствовали путешествию земледельцев в Иерусалим с их первыми плодами. Это происходило каждый год. Хозяева садов приносили первые плоды в Иерусалим, передавали их коэнам и зачитывали особый отрывок из Торы (Дварим, 26:5-10).

Мидраш «Ялкут Шимони» (Глава 27) говорит, что, когда человек передавал свои первые плоды коэну, Голос Свыше (Бат Коль) чудесным образом объявлял: «В следующем году ты удостоишься этой заповеди вновь!».

Автор «Сфат Эмет» (великий мудрец Торы рав Йеуда Арье Лейб Алтер, адмор из Гур) задает интересный вопрос: как люди могли умирать во времена, когда исполнялась заповедь бикурим? Если каждый год земледелец получал гарантию Свыше «в следующем году вновь», как возможно, что такое ежегодное благословение могло не исполниться?

«Сфат Эмет» отвечает, что здесь работает принцип ле-фум цаара агра (Авот, 5:23) — чем тяжелее исполнить заповедь, тем выше за нее награда. Двое людей могут исполнить одну и ту же мицву, однако один человек получит большую награду за нее, чем второй, потому что для первого исполнить эту заповедь было во много раз сложнее, и на его пути встало больше препятствий. Например, человек может слышать шофар, в который трубят в соседнем здании, не выходя их собственной квартиры. А другому — тому, который живет в маленьком местечке без общины – приходится собирать себя и всю свою семью, договариваться о съеме жилья и о праздничных трапезах, чтобы в Рош а-Шана иметь возможность молиться в миньяне с хазаном и слушать надлежащее трубление в шофар. Во втором случае награда за исполнение заповеди слушать шофар будет в разы больше, чем в первом – пропорционально вложенным силам, деньгам и времени.

«Сфат Эмет» отмечает, что благословение Бат Коль «Чтобы ты удостоился сделать это на следующий год» спускалось лишь потому, что весь процесс выращивания фруктов, оберегания их и принесения их в Иерусалим включал в себя большие сложности. Для сравнения, «вторую десятину», которую также отделяли от урожая, можно было выкупить. И земледелец ехал в Иерусалим налегке, лишь с деньгами, на которые он покупал еду по своему усмотрению (и ее надо было съесть в Иерусалиме при соблюдении условий ритуальной чистоты). Но в случае с бикурим приходилось доставлять в Иерусалим тяжелые корзины с фруктами, и это было одной из причин для установления мудрецами такого пышного празднования: поощрить людей с радостью исполнять эту заповедь, показать, насколько она важна.

Однако следующий за особым благословением в Храме год был для земледельца легче. Благословение это распространялось не только на финальную часть заповеди – принесение фруктов – но и на весь процесс их производства, они росли почти «сами по себе». Поэтому, пишет «Сфат Эмет», благословение Бат Коль не спускалось каждый год – а лишь каждый второй год. Год, следующий за благословенным, выдавался тяжелым, и от земледельца требовались немалые усилия, чтобы исполнять заповедь. Такой цикл сохранялся постоянно, пока стоял Храм – каждый второй год приносящий бикурим в Храм удостаивался особого благословения. Таким образом, подводит итог «Сфат Эмет», исполнивший заповедь бикурим мог умереть только на второй год после того, как через Бат Коль его благословляли «удостоиться этой мицвы в следующем году».

А сейчас, когда Храма нет, какой урок для нас будет наиболее полезен? Награда пропорциональна приложенным усилиям! Есть люди, которые открывают Талмуд и читают лист, легко понимая, по крайней мере, общий смысл. Кому-то приходится уточнять значение каждого слова на арамейском, и учеба становится тяжелой и утомительной. Двое открывают тот же лист Гемары, и один прочитывает его за 20 минут, а второй – за 1 час и 20 минут, – и награда распределяется пропорционально времени! В следующий раз, когда вам будет тяжело исполнить какую-либо заповедь, не отчаивайтесь: ведь чем больше усилий приложено, тем выше будет награда!


http://www.beerot.ru/?p=17970