Ваякель-Пекудей — Частицы единого целого — Рав Йонотан Салем

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Салем

3381

Недельная глава Ваякель

Наша недельная глава повествует о постройке Скинии. Любой еврей, у которого было желание внести свой вклад (либо пожертвованием, либо собственным трудом), получил такую возможность. Он мог принять участие в строительстве дворца, который служил местом для Б-жественного Присутствия в этом мире. Были пожертвованы все необходимые строительные материалы: золото, серебро, медь, разные ткани, масла и драгоценные камни. Внутри Мишкана был помещен Ковчег Завета, в котором содержались каменные скрижали, полученные Моше на горе Синай. Был там и Стол, на котором постоянно были выставлены двенадцать хлебов, обновлявшиеся каждый Шаббат. Была и Менора – светильник, который зажигали каждый день, Жертвенник и Умывальник, водой которого коаним омывали руки и ноги перед началом службы

Интересно, что все предметы утвари Скинии имели габариты, выражавшиеся целыми числами: один локоть (ама – примерно 50-60 см.) или два локтя, или десять и т. д. Исключением был Ковчег Завета, в котором хранились Скрижали: все его параметры были «нецелыми»: длина – два с половиной локтя, ширина – полтора, высота – тоже полтора. Почему? Ведь Тора – цельная и самодостаточная, и ее определенно следует содержать в цельном хранилище!

Объяснить это можно так: Тора – это выражение Б-жественной Мудрости. Она необъятна, и в ней содержится все. Ни один человек не может ее полностью понять и постичь. Самое большее, на что можно надеяться, – это познание небольшой ее части. Чем больше мы изучаем Тору, тем больше осознаем ее грандиозность и неисчислимость уровней ее понимания. Нельзя думать, что все достигнуто – всегда есть к чему стремиться, и на каждом пройденном этапе взору открываются новые вершины, которые еще не покорены. (И нельзя решить, что раз идеал все равно недостижим, можно удовлетвориться уже достигнутым, и не стоит стараться – нет, надо подниматься как можно выше.) В этом один из уроков «нецелых» габаритов Ковчега.

Но есть у этой идеи и другой аспект: для того, чтобы добиться совершенства в Торе, все мы нуждаемся друг в друге. Мужчины – отцы и сыновья – изучают Тору; каждый стремится обрести в ней свой удел, данный ему Б-гом, – ту часть Торы, что ему дано постичь, тот подход, что ему дано найти. А женщины – матери и дочери – с любовью воодушевляют мужчин и служат надежной опорой в жизни. Никто не самодостаточен – как в физическом мире лучшее тесто нуждается в пекаре, так самый умный человек, если заболеет, нуждается в докторе, а владелец самого большого супермаркета – в кассире. Более того, Ковчег Завета был единственным предметом утвари Скинии, от которого никогда не отсоединяли шесты, с помощью которых его переносили с места на место. Они оставались вставленными, даже когда Ковчег стоял на месте. Эти шесты символизировали тех, кто оказывает Торе – то есть тем, кто ее изучает – финансовую поддержку. Без них Тора, а значит, и весь мир, прекратили бы свое существование. Необходима каждая частица мозаики, чтобы картина сложилась в единое целое.

Да удостоит Б-г каждого из нас щедрого удела в изучении и поддержке нашей святой Торы, и да насладится каждый исполнением своей уникальной роли!

Перевод – рав М. Мучник


http://www.beerot.ru/?p=12394