Ближе к Египту — дальше от Творца — Афтара главы Ваэра

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1890
египту

В афтаре недельной главы Ваэра читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (28:25- 29:21).

Связь афтары с недельной главой

Афтара начинается словами о возвращении евреев из рассеяния: «Так сказал Г‑сподь Б-г: когда Я соберу дом Израиля из народов, средь которых рассеяны…», а в недельной главе звучит обещание Всевышнего вывести еврейский народ из Египта.

Также пророк предрекает наказание фараону и Египту, что созвучно с египетскими казнями, описанными в недельной главе («Левуш», «Шулхан Арух», «Орах Хаим», §685).

Содержание афтары

В афтаре говорится от том, как евреи вернутся из изгнания на свою землю, и как они будут жить без бед и порабощения. Также пророк рассказывает о наказаниях народам, которые притесняли народ Израиля. Отдельно упоминается наказание Египту за то, что они обманули Израиль, не выполнив обещания прийти на помощь в войне с Вавилоном. А заканчивается пророчество обещанием Всевышнего вывести народ Израиля из изгнания и возвеличить его славу.

Грехи египтян были неизмеримо велики. И это не только служение идолам и жестокое порабощение евреев. Египет, будучи близким соседом Израиля и одной из самых мощных держав в мире, часто обещал военную поддержку. И не только несоблюдение обещаний о военной помощи вызывает гнев пророка. Большей проблемой является тот факт, что евреи видели в Египте источник уверенности в будущем. А ведь еврею полагается уповать — как во время беды, так и во время благоденствия — только на Всевышнего!

Удивительно, как народ Израиля, несмотря на горький опыт предыдущих ошибок, вновь и вновь продолжал строить свои взаимоотношения с Египтом как со стратегическим партнером и как с основным покровителем на случай невзгод.

[Примечание рава Игаля Полищука. Важно отметить, что эти уроки нашей истории необходимо напоминать себе постоянно. Упование на Египет, а в дальнейшем — во времена царства Маккавеев — обращение за помощью к Риму — привело в итоге к воцарению над нами царства Эдома, разрушению Второго Храма и 2000 годам тяжелейшего изгнания.

Для нашего народа смертельно опасен отход от упования на Всевышнего и подмена его упованием на американскую помощь и собственное оружие. И в первую очередь это касается нас самих, религиозных евреев. Нам необходимо изжить из себя упование на любые другие силы, кроме Всевышнего. Чем ближе Америка — тем дальше от Творца!]

Но еще более удивляет неизменная готовность египтян заключать договоры и вступать в соглашения с Израилем.

Ведь они настолько ненавидели все, что связано с Израилем и Творцом. Они жестоко порабощали нас, бросали детей в Нил, после чего были наказаны десятью казнями и гибелью в море. Разве можно забыть такое прошлое? Как можно заключать союзы с ненавистными врагами, да еще взявшими над вами верх?

Видится, что только у евреев была короткая память, а египтяне никогда и ничего не забывали. А за желанием оказания помощи скрывался злой умысел. И все, к чему они неизменно стремились – это желание ослабить связь между еврейским народом и Творцом.

Чем ближе была связь египтян с евреями, тем больше Израиль отдалялся от Всевышнего.

Приводится в «Ялкут Шимони» (Бешалах): «В час, когда евреи делали обрезание своим детям в Египте, говорили им египтяне: “Зачем вы это делаете? Станьте похожими на нас, а взамен мы снимем с вас тяжесть порабощения”. Но евреи отвечали им: “Разве праотцы нашего народа — Авраам, Ицхак и Яаков — забыли своего Отца, что на Небесах? Как же мы, их сыновья, можем забыть Всевышнего?”»

Такая, прежде всего, духовная война, была в египетском изгнании. И, как видно из слов Йехезкеля, так продолжалось на протяжении всей истории Израиля и Египта.

Намек на годы разрухи Египта

«Посему, вот Я – против тебя и против рек твоих, и предам землю Мицрайима полнейшему разрушению и опустошению… Не пройдет по ней нога человека, и нога скотины не пройдет по ней, и не будет обитаема сорок лет» (Йехезкель, 29:10-11).

Сорок два года голода и засухи были отсчитаны фараону и Египту. Трижды описан сон фараона в Торе. И каждый раз упоминались семь худых коров, и семь сухих колосьев – всего сорок два. Голод, который был во времена Йосефа, продлился всего два года. А значит, Египту полагаются еще сорок лет голода и засухи.

Тогда голод прекратился в заслугу Яакова, спустившегося в Египет со своей семьей. Но в дни пророка Йехезкеля, когда стало очевидным, что египтяне никогда не оставят своих злых умыслов, пришло время вернуть то, что им полагалось.


http://www.beerot.ru/?p=48824