Власть над привычкой — Афтара главы Шмот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2103

В афтаре читаются три отрывка из книги пророка Йешаяу. В них содержатся несколько пророчеств, в которых Всевышний обещает, что потомки Эсава и Ишмаэля будут наказаны за то, что притесняли Его народ. Кроме того, в этих отрывках содержится укор и обещание наказания царству десяти колен за то, что не хотели прислушиваться к словам пророков Всевышнего.

«В грядущие дни укоренится Яаков, расцветет и пустит ростки Исраэль, и наполнится плодами вселенная» (Йешаяу, 27:6).

Когда Яаков во время противостояния ангелу Эсава спрашивает о его имени, отвечает ангел: «Зачем спрашиваешь об имени моем? И благословил он (ангел) его там». Поясняет Сфорно, что именно хотел узнать Яаков. Скажи мне имя твое, указывающее на твою сущность и на производные от твоих действий. Зная имя, я смогу понять, с какой целью ты был послан, и отсюда пойму, в каких проступках раскаиваться и молить о прощении Всевышнего. Раши добавляет, что ангел не назвал свое имя, потому что у ангелов нет постоянного имени. Оно изменяется в зависимости от роли, которая на них возлагается. Из этих комментариев видно, что имя указывает на миссию ангела или человека в этом мире.

Пишет «Сфат Эмет», что человек посылается в этот мир для выполнения определенной роли, и имя его указывает на это предназначение.

Пишет Ор а-Хаим а-кадош в начале главы Ваехи, что имя Исраэль соответствует обретению более высокого уровня души, находящегося на более высокой ступени святости. Уровень души, соответствующий имени Яаков, не мог вместить высочайшей святости, которой подобало достичь Яакову, и поэтому он был назван Исраэль.

Никто из праотцев нашего народа не противостоял ангелу. Яаков пришел к полному исправлению своей роли в этом мире под именем Яаков. И поскольку он единственный из праотцев, кто смог реализовать свое предназначение уже в середине своей жизни и выйти на новый духовный уровень, то еще при жизни появилась необходимость сменить имя на другое, способное вместить в себя обилие святости. Ангел не мог назвать свое имя потому, что он выполнил свою миссию, и теперь ему будет дано новое имя, в зависимости от поставленной перед ним задачи. Также и Яаков, завершив исправление, получает новую миссию и новое имя. Поэтому в стихе приводятся оба имени – и Яаков и Исраэль – чтобы подчеркнуть, что в конце дней народ Всевышнего достигнет всех возможных проявлений и исправлений, от менее возвышенного – Яакова, и до самого возвышенного – Исраэля.

Власть над привычкой

«И будет в тот день: обивать будет Г-сподь (плоды Свои) от потока реки (Прат) до реки Египетской, и вы собраны будете по одному, сыны Исраэля» (Йешаяу, 27:12).

Известно, что привычка – это одна из вещей, способных подчинить себе человека. Она настолько овладевает человеком, до такой степени способна изменить его природу, что, в конце концов, он будет готов встать на защиту своих привычек. И если на протяжении многих лет человек привык находиться на одном месте, то это становится его природой – до такой степени, что для него будет почти невозможным пребывание в другом месте. Это место всегда находит милость в его глазах, даже если местный климат вредит здоровью, земли там не плодородны, источники немногочисленны, и нет ничего, чем бы славились эти края. Это явление определяют наши мудрецы одной фразой: хен маком аль йошвав – приятность земли в глазах ее жителей (Сота, 47а).

Человек, находящийся во власти своих привычек, способен держаться изо всех сил за место, к которому он привык за многие годы, даже если там он живет в бедности и одиночестве, лишенный всякого почета. Не так просто пробудить в нем желание оставить насиженное место, но даже если это и происходит, в его сердце навсегда остаются воспоминания и грезы об «утерянном счастье». Все это являет собою лучшее объяснение происходившему с нашими праотцами в Египте. Моше вдруг предстал перед ними, объявив о скором выходе на свободу. И как после тяжелого порабощения не стыдились они говорить: «…о, кто дал бы нам умереть от руки Г-сподней в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вот, вывели вы нас в пустыню эту, чтобы уморить все это собрание голодом». Ведь не сказано, что они ели мясо и хлеб – только сидели возле горшка, но и об этом готовы были плакать.

Поэтому сказали наши мудрецы: велик тот день, когда будут собраны все еврейские диаспоры (Таанит, 8б). Ибо только лично у Всевышнего, а не у Его посланников, окажется достаточно сил, чтобы вернуть сыновей из изгнания – даже после того, как падут все оковы.

Влияние привычки

Другой нюанс – подпадание человека под власть привычки, когда речь идет о духовном – мы можем увидеть на примере пророка Йоны. Убегая от выполнения своей миссии, Йона попадает на корабле в шторм, оказывается брошенным командой корабля в бушующее море, и находит себя проглоченным, внутри огромной рыбы. Но рыба эта, будучи посланной Всевышним, показывает Йоне океанские глубины, несет его в то место, где евреи пересекли посуху море, показывает основы земли, преисподнюю и даже Кораха с его общиной, стоящих в молитве на краеугольном камне. Три дня пробыл Йона в утробе той рыбы, но не молился об освобождении. Сказал Всевышний: «Я устроил просторное место в животе рыбы, чтобы ему не было тяжко там, а он даже не молится. Я пошлю ему другую рыбу, внутри которой миллионы икринок, чтобы он вспомнил и стал взывать ко Мне» (Ялкут Йона 550).

Перед нами еще один пример влияния привычки. Всего за три дня пророк Йона привык к новой обстановке в чреве рыбы. Он как будто забыл, что находится в чуждой для него стихии, среди совершенно иных созданий. Он словно заключенный в брюхе, вдалеке от близких, и вообще от всего человечества, но когда его глазу становятся доступны удивительные видения, он словно забывает о том, где находится, где его реальное место, и какова его миссия в этом мире. Пророк Йона настолько быстро привык к новой реальности, что стало необходимо переместить его в брюхо другой рыбы, с икрой, где ему уже не было так комфортно – чтобы заставить его молиться о спасении.


http://www.beerot.ru/?p=10092