«Да будет благословенна среди жен Яэль» — Афтара главы Бешалах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3499

В афтаре недельной главы Бешалах читается отрывок из книги Судей (Шофтим, 4:4-5:31).

Испытания праматерей

«Да будет благословенна среди жен Яэль, жена Хевера-кенийца. Из жен в шатрах да будет она благословеннейшей» (Шофтим, 5:24).

Комментируя этот стих, Раши пишет, что речь идет о праматерях нашего народа («Из жен в шатрах»). О Саре сказано: «И сказали они ему: где Сара, жена твоя? И он сказал: вот, в шатре» (Берешит, 18:9). О Ривке сказано: «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей; и взял Ривку, и она стала ему женою, и он возлюбил ее» (Берешит, 24:67). О Рахели и Лее сказано: «…И вышел из шатра Леи, и вошел в шатер Рахели» (Берешит, 31:33). А почему тогда стих превозносит Яэль больше праматерей? Праматери родили и вырастили детей, ставших основой народа Израиля, дали жизнь народу. Яэль спасла жизнь этому народу, убив Сисру, и положив конец возможным нападениям с его стороны.

Известна история, произошедшая с Сарой, когда была она взята во дворец фараона. Для того, чтобы забрать ее оттуда, Всевышнему понадобилось наказать весь царский дом Египта проказой. Написано в «Зоар» (глава Ваера), что египетские мастера нарисовали изображение Сары в спальне фараона, а затем вырезали ее изображение и на деревянных элементах его кровати. Тот фараон и последующие цари, восседавшие на египетском престоле, веселились, любуясь изображением Сары. Не зря подчеркивается в стихе, говорящем об одной из казней, что, когда лягушки поднялись из Нила, то, заполнив всю страну, они оказались также и на кровати фараона. Видно из стиха, что они забрались именно на кровать фараона, а на кровати других египтян даже не стремились. Это было наказанием за пренебрежительное отношение к образу Сары.

Позже Сара попадет в плен к царю филистимлян Авимелеху, и вновь понадобилось чудо, чтобы вызволить ее. Как поясняет Раши: «Удар, необычный для человека, обрушился на нас из-за тебя: закрылись все выводные отверстия для семени и выделений, а также же уши и нос». Таким было наказание филистимлянам.

Во всех этих историях непонятно то, как Всевышний допустил такое попрание почета Сары? Ведь, будучи символом скромности, как она оказывалась в не подобающих ее чистоте ситуациях?

Подобная участь не раз угрожала и другим праматерям. Тот же Авимелех, не наученный горьким опытом, хотя и не пытался ввести в свой дом Ривку, однако, думал об этом. Тора говорит об этом так: «И сказал Авимелех [Ицхаку]: что это ты сделал нам? Едва бы лежал один из народа [избранный из народа – царь (Раши)] с женою твоей» (Берешит, 26:10). Подобные слова не допустимы по отношению к любой скромной дочери народа Израиля, а тем более, если речь идет о праматери нашего народа.

Рахель и Лея также рисковали оказаться в подобной ситуации, чуть не доставшись нечестивцу Эсаву. Лея, как старшая сестра, изначально была ему предназначена. Она выплакала свои глаза, и смогла избавиться от этой страшной «привилегии». А о Рахель сказано, что в те времена, когда она не могла родить, злые языки говорили: «Cкоро Яаков разведется с ней, и она достанется Эсаву». Но Всевышний избавил Рахель от позора за то, что она ввела соперницу в свой дом – как раз ради того, чтобы та не досталась нечестивому Эсаву. После рождения сына Рахель говорит: «…снял Б-г позор мой» (Берешит, 30:23).

Всевышний посылает испытания для того, чтобы очистить, исправить и возвысить нас духовно. Очевидно, что испытания не могут быть легкими. Но вот что непонятно в историях с нашими праматерями: почему на их долю выпали испытания, связанные именно с нескромностью, ведь сказано в Теилим (125:3): «Ибо не пребудет бич нечестия над судьбой праведных…»?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, наши мудрецы возвращают нас к истокам творения мира.

Исправление греха

Источник зла в нашем мире – грех Адама и Хавы. Когда змей ввел их в грех, то скверна от впрыснутого в их тела яда стала частью каждого человека. И главной целью наших праотцев и праматерей было исправление последствий того греха, и очищение от скверны змея. В трактате Йома (86б) поясняется, как добиться полного раскаяния и исправления греха. Если человек согрешил с женщиной, то считать исправленным этот грех можно лишь тогда, когда этот же человек удержится от греха, попав в ту же ситуацию, при тех же обстоятельствах, и с той же женщиной. Змей смог побудить Хаву на грех, только после того, как смог уединиться с ней, и это было нескромно. Поясняют мудрецы, что для того, чтобы исправить тот грех Хавы, наши праматери должны были попасть в подобные, нескромные ситуации. Потому что только так можно было очиститься от скверны греха Адама и Хавы.

Ответив на эти вопросы, остается понять, почему в стихе из нашей афтары, Яэль восхваляется больше чем все наши праматери?

В борьбе с дурным началом существуют два основных пути. Один из них – это воздержание и отдаление себя от ситуаций, в которых можно оступиться. И этому способу отдаления от греха стоит придерживаться каждому, сделав его правилом жизни. Но есть еще один способ борьбы с дурным началом, когда человек не просто удаляется, но подчиняет его себе. Этот способ считается более возвышенным, потому что, подчинив дурное начало своей воле, появляется возможность использовать его ради святости, а те силы, и тот потенциал, что были заключены в йецер а-ра, направить на служение Творцу. Правда, нужно знать, что этот, второй путь, как более возвышен, так и гораздо более опасен. У этого пути есть два уровня. Первый – доступен многим. При нем человек использует силы зла во имя добра, не нарушая законы Торы. Второй уровень категорически запрещен, кроме уникальных исключений, когда закон нарушается ради исправления. То, что сделала Яэль с Сисрой, было великим исправлением, путем подчинения сил зла воле Всевышнего. И это является тем самым уникальным исключением, из которого, тем не менее, мы не можем делать практических выводов.

Что произошло в шатре Яэль?

Сисра возглавлял превосходящие силы канаанейцев в войне против народа Израиля. В сражении возле горы Тавор все полчища Сисры были уничтожены. Часть солдат смыло в море вышедшим из берегов ручьем Кишон, остальные были добиты на поле боя, во время бегства. Но сам Сисра остался жив, и все  еще представлял смертельную опасность для всего народа Израиля. Этот великий полководец вполне мог собрать новую армию, и вернуться в землю Израиля. И, кто знает, сотворил бы Всевышний вновь чудо или нет. Это понимала и Яэль. Она хитростью заманила Сисру в свой шатер, с целью убить его там, и тем самым избавить Израиль от смертельной опасности.

В трактате Орайот (10б) мудрецы говорят о поступке Яэль: нарушение, совершенное во имя Небес, более велико, чем заповедь, совершенная не во имя Небес. Говорится в трактате Йевамот (103а), что Сисра, за время пребывания в шатре Яэль, был с ней много раз. И какой бы ужасной и гадкой не выглядела эта история, но поясняют мудрецы, что это был вынужденный поступок, сделанный во имя Небес. Сисра был великим и опытным воином, и убить его было бы не так просто. Поэтому Яэль сделала все, чтобы притупить его бдительность. И только после этого смогла вогнать кол в его висок. Убив Сисру, она предотвратила будущие кровопролитные войны, которые могли закончиться полным уничтожение народа Израиля.

В шатре Яэль произошло не только уничтожение физического врага, но, прежде всего, подчинение сил зла воле Всевышнего.

Говорится в «Мишнат Раби Элиэзер» (17), что величие Яэль также значимо для народа Израиля, как и величие всех праматерей – Сары, Ривки, Рахели и Леи. Праматери дали начало нашему народу, а благодаря Яэль наш народ и сегодня продолжает существовать. Поэтому и говорят: «Да будет благословенна среди жен Яэль. Из жен в шатрах да будет она благословеннейшей». Однако в чем  было особенное величие Яэль? Пишут наши мудрецы, что она не получила никакого удовольствия от близости с Сисрой. Для нее это было омерзительно. Такое подчинение сил зла и поставило Яэль даже выше наших праматерей.

[От редакции. Очевидно, что мы не можем делать из этого никаких практических выводов. Попытка разрешить преступление во имя Небес была величайшим злом, которое принес в наш народ лжемессия Шабтай Цви, как писал об этом Рамхаль в своей великой книге «Кинаот Ашем Цвакот».]


http://www.beerot.ru/?p=23439