Неисчислимы, как песок морской — Афтара главы Бемидбар

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2713
Photo by Dhvani Patel on Unsplash

В афтаре главы Бемидбар читается отрывок из книги пророка Ошеа (2:1-22).

«А сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить» (Ошеа, 2:1).

Мудрецы в трактате Йома (22б) замечают в этом стихе противоречие. С одной стороны, сказано в начале стиха, что у сынов Израиля есть число, огромное, как песок морской, но при этом они поддаются пересчету. Во второй же части стиха говорится, что евреи неисчислимы. Отвечает Гемара: нет здесь противоречия, речь идет о двух разных состояниях народа Израиля и, соответственно, о двух разных видах отношения Всевышнего к ним. Когда евреи выполняют Его волю – они неисчислимы, когда же они не выполняют волю Всевышнего – тогда их можно пересчитать.

Однако комментаторы находят сложность в этом ответе. Ведь возможна такая ситуация, когда статус сынов Израиля может резко поменяться с положительного на отрицательный, и наоборот. А как можно из имеющих число сразу же превратиться в неисчислимых?

Поясняют мудрецы, что речь идет о разнице между количеством и качеством. То есть, когда они грешат, их можно сосчитать. А когда сыны Израиля выполняют волю Всевышнего, их важность и значимость невозможно оценить.

В наших источниках о Моше говорится: «шакуль ке-шишим рибо», – его вес и значимость в глазах Творца были равны шестистам тысячам сыновей Израиля. Пророк Шмуэль по его вкладу в успех народа сравнивается с Моше и Аароном вместе взятыми, как сказано: «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих Имя Его» (Теилим, 99:6).

Когда войска Йеошуа потерпели поражение при штурме города Ай, сказано, что погибли тридцать шесть евреев. Однако мудрецы говорят, что погиб один человек, Яир бен Менаше. А сказано так, чтобы подчеркнуть его ценность в глазах Всевышнего: он приравнивается к тридцати шести мудрецам Великого Санедрина.

«И Г-сподь сказал Моше… Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля». Пишет Раши: они были Ему дороги, поэтому исчислял их ежечасно. Когда вышли они из Египта, исчислил их. Когда пали, согрешив поклонением золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых. Когда вознамерился дать Шхине Своей пребывать среди них (повелев возвести Мишкан), исчислил их – в первый день нисана был возведен Мишкан, а в первый день ияра исчислил их.

Это исчисление было в ияре, а предыдущее было за месяц до этого, в нисане. Если прошло так мало времени, зачем нужно было приказывать Моше вновь пересчитывать всех евреев? И еще, по словам Раши, эти новые пересчеты доставляли особое удовольствие Всевышнему. Почему?

По мнению Раши, грех с золотым тельцом предшествовал приказу строить Мишкан. А это значит, что до пересчета, описанного в нашей главе, евреи были в статусе «не выполняющих волю Всевышнего». Соответственно, их число не имело никакого духовного веса, а просто указывало на количество людей. Теперь же Всевышний принял раскаяние Своего народа и в знак прощения приказал им возводить Святилище, чтобы Шхина Его пребывала в среде Израиля. Вместе с этим, Он приказывает вновь произвести перечисление.

И, возможно, поэтому было дано указание вновь пересчитать народ, который вернулся в состояние «выполняющих волю Всевышнего». И теперь это исчисление не количества, а качества (т. е. число великих служителей Творца), что доставляет особое удовольствие Творцу.


http://www.beerot.ru/?p=14896