Словно сыновья кушим — Афтара главы Ахарей Мот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2485

В афтаре читается отрывок из книги пророка Амоса (9:7-15)

«Ведь словно сыновья кушим вы для Меня, сыны Израиля – слово Б-га» (Амос, 9:7).

В недельной главе Ахарей Мот Тора предупреждает, чтобы евреи не совершали поступков, подобных поступкам египтян. И когда они будут чисты, то земля Израиля не извергнет их. А во времена пророка Амоса поступки евреев были похожи на поступкикушим, которые были братьями древних египтян. Поэтому пророк увещевает об этом, предупреждая, что если они не оставят негодные пути, то земля извергнет их, как сказано (Амос, 9:9): «… и повелю Я, и будет  встряхнут во всех народах дом Израиля, как встряхивают (зерно) в решете».

Обычно, когда главы объединены, читается афтара последней главы, но в нашем случае мудрецы установили читать отрывок, соответствующий главе Ахарей Мот.  Возможно, это происходит потому, что она содержит в себе не только увещевания, но и обещание избавления, как сказано (Амос, 9:11): «В тот день Я подниму упавший шалаш Давида (царство)». А об этом говорится и в главе Кдошим.

Комментаторы поясняют, что в стихе евреи уподобляются потомкам кушим, потому что их деяния начали походить на низменные поступки выходцев из земли Куш, или нубийцев, как еще называют их комментаторы. Но где в текстах встречается описание низменности и испорченного поведения выходцев из земли Куш? Так Тора отзывается об упомянутых странах: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям земли Кнаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите» (Ваикра, 18:3). А кушим, египтяне и кнаанейцы произошли от одного предка – Хама.

Радак пишет, что схожесть евреев с кушим в том, что как кушим были рабами и продавались в рабство, так и евреи, памятуя свое рабство в Египте в прошлом, должны всегда помнить о Всевышнем, выкупившем их и сделавшим их Своими рабами.

Пишет Хида (рав Хаим Йосеф Давид Азулай) в книге «Ницоцей Орот», что ошибаются утверждающие, что кушим были темнокожими с начала мироздания. Рассказывается в «Мидраш а-Неэлам» (часть книги Зоар), что Куш сын Хама почернел в результате проклятия Ноаха. А проклятие Хам заслужил по двум причинам. За то, что сделал с отцом, обнаружив его пьяным и с неприкрытым телом, а также за то, что позволил себе вступить в интимную близость с женой во время потопа, что было запрещено делать. В трактате Санедрин (108б), говорится, что трое вступали в интимную близость в ковчеге во время потопа, и все трое были за это наказаны. Хам был наказан тем, что его первый сын, Куш, почернел. Поэтому можно пояснить, что пророк назвал евреев кушимза то, что они, подобно Хаму, испортив свои поступки, остаются при своем, не желая раскаиваться. И пророк Ирмияу говорит: «Сменит ли куши кожу свою, а леопард – (сбросит ли) пятна свои?» (13:23).

Уподобление кушим – признак наличия особых достоинств

Сказал царь Давид в Теилим (7:1): «Шигайон Давида, который пел он (в честь Б-га) по поводу Куша (Шауля), потомка Биньямина». Поясняют этот стих в трактате Моэд Катан (16б): «Разве звали его Куш? Шауль было имя его». Но царь Давид хотел донести до нас, что подобно тому, как куши особенен цветом кожи, так и царь Шауль был особенным благодаря своим поступкам – до того, как стал царем, был абсолютным праведником.

О жене Моше сказано в Торе: «И говорили Мирьям и Аарон Моше о жене кушиянке(темнокожей), которую он взял; ибо жену кушиянку он взял (себе)» (Бемидбар, 12:1). Но разве звали ее Кушит? Имя ее было Ципора. В стихе Ципора сравнивается с темнокожей, чтобы сообщить нам, что как кушиянка особенна своей чернотой, так и поступки Ципоры были особенны, потому что была она абсолютной праведницей.

Подобным образом мудрецы толкуют и стих о пророке Ирмияу, которого по той же причине в стихе зовут Куши: «И услышал раб царя Куши (Ирмияу) – царедворец, находившийся в царском дворце» (38:7).

И, наконец, приходит очередь стиха, открывающего нашу афтару: «Ведь словно сыновья темнокожих (кушим) вы для Меня …». Разве их называют кушим? Их называют Израилем. А сказано о евреях так, чтобы объяснить нам, что как кушим особенны своей кожей, так и евреи особенны своими поступками. Поясняет Маарша, что евреи отличаются своими хорошими поступками. Но разве другие народы не совершают хороших деяний? Разве это привилегия только народа Израиля? Сам комментарий Маарша требует разъяснения.

Возможно, Маарша имел в виду, что поступки евреев, даже когда они склоняются в сторону зла, расцениваются как случайность, ведь это не соответствует их природе. И в подтверждение этого можно привести слова из мидраша «Шир а-Ширим Раба» (1:41) на стих: «Не глядите на меня, что я так черна, – сожгло меня солнце» (Шир а-Ширим, 1:6). Однажды царица и ее темнокожая служанка вместе находились в пути. От длительного пребывания под солнцем лицо царицы потемнело. Сказала ей служанка: «Чем ты лучше меня, ведь теперь и ты темнокожая? Теперь царь отправит тебя от себя, а меня возьмет в царицы». Ответила ей хозяйка: «Что за глупости ты говоришь. Мне, у которой цвет кожи изменился лишь на время, царь даст развод? А тебя, которая темнокожей вышла из материнской утробы, возьмет себе в жены?». Так и грехи народа Израиля – они лишь временны и поверхностны. Наш народ имеет силу, чтобы исправить свои поступки и вновь пойти правильным путем.


http://www.beerot.ru/?p=13803