Итро — Уроки скромности и милосердия

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3225

Недельная глава Итро

Одна из самых важных недельных глав – глава Итро. Она связана с получением Торы на горе Синай, что само по себе делает ее одной из центральных глав всей Торы. Конечно, заставляет задуматься то, что в начале такой важной главы находится история с Итро, тестем Моше. Раши отмечает, что, на самом деле, Итро пришел после получения Торы, но Тора намеренно сообщила о его приходе заранее, в начале главы. Сказано в книге «Зоар»что это и есть истинный порядок событий, в отличие от того, что говорит мидраш (сначала получение Торы, потом – приход Итро). И тут возникает вопрос: почему Тора так много говорит об Итро?

Сказано в начале нашей недельной главы, что Итро услышал о том, что Всевышний сделал для Моше и народа Израиля. Раши добавляет к этому: Итро услышал еще и о войне с Амалеком. И это стало причиной того, что Итро принял еврейство. Вопрос, как связан приход Итро и война с Амалеком, мы сейчас рассмотрим. «Мидраш Раба» на нашу недельную главу проводит несколько сравнений Итро с Эсавом, где они предстают в совершенно необычном для нас свете. Амалек называется тем, кто «остудил кипящий чан». До его нападения на евреев весь мир трепетал перед Всевышним и народом Израиля. После него этот страх и трепет словно остыли. Однако на Итро эта война подействовала совершенно противоположным образом.

Итак, Амалек «остудил» в окружающем мире «кипящий» страх перед Творцом и нашим народом, но Итро это только подтолкнуло к принятию еврейства. На эту тему есть необычный мидраш на стих из книги Мишлей о том, что простодушный становится мудрее, когда бьют леца (насмешника). Мидраш говорит, что под насмешником подразумевается Амалек, а под простодушным – Итро. Рав Ицхак Гутнер в своей книге «Пахад Ицхак» задает вопрос: почему Амалек называется насмешником? Как связаны Амалек и насмешничество? Тем не менее, Амалек называется насмешником потому, что это понятие подразумевает пренебрежение истинными ценностями и насмешку над ними. Это было «достоинством» Амалека. Та великая боязнь Творца, которая пробудилась во всех народах после египетских казней и перехода евреев чрез море, не затронула Амалека. Он пренебрег этими знаковыми событиями. В этом пренебрежении истинными ценностями проявился его лейцанут (насмешничество). За это он получил проклятие: обещание Всевышнего стереть его с лица земли. Это означает, что у Амалека нет возможности исправления, в отличие от других народов.

Итро извлек из истории с Амалеком урок, отличный от того, который извлекли другие народы. Сказано, что мудр тот, кто видит будущее. Таким мудрецом оказался Итро. Он сделал вывод не из нынешней победы Амалека (сам тот факт, что тот отважился после всех чудес напасть на евреев можно считать победой), а из его будущего поражения. Поэтому Итро решил прийти к еврейскому народу и принять Тору.

Почему так важно, что бы история об Итро находилась именно в начале нашей недельной главы? У нас есть два способа учебы. Один – учеба с помощью книг и учителей, другой – учеба на основании выводов «из жизни»: на своих или чужих ошибках. Для истинной учебы необходимы оба способа. Сказано в трактате Гитин, что человек не постигает слова Торы по-настоящему, пока не оступается. В свою очередь, более высоким уровнем учебы «из жизни» является учеба на чужих ошибках. Итро, увидев, что сделал Амалек, и, поняв, что того ожидает, выбрал себе другой путь.

Для нас мало постигать Волю Творца только путем изучения Торы потому, что мы не всегда понимаем ее правильно. Нам нужно многому учиться из жизни потому, что жизнь каждого из нас – это проявление Творца в мире. И, безусловно, Всевышний ожидает, что мы будем учиться, видя, как Он нами управляет. Это управление каждый из нас ощущает постоянно, пускай оно и не всегда явно проявляется.

Еще одним доводом для Итро стало проявление принципа «мера за меру». Именно наказание египтян по принципу «мера за меру» стало для Итро одной из причин принять еврейство. В казнях Итро увидел еще одно проявление правления Творца. Когда человек вдумывается в то, как Всевышний управляет по принципу «мера за меру» и пытается увидеть Его правление в своей жизни, Творец дает возможность сделать это.

Есть еще один важный принцип: Всевышний направляет человека по тому пути, которым он сам идет. Понять проявление Творца удостаивается тот, кто пытается это сделать. И тогда у этого человека есть не только ашгаха пратит (персональное наблюдение Всевышнего), но и Его персональное обучение. У нашего поколения нет пророчества. Мы не всегда можем постигнуть из Торы то, что нам нужно делать. Для этого у нас есть возможность учиться, видя, как Творец управляет нами.

В недельной главе Итро есть еще один аспект, в котором нужно хорошо разобраться. Это совет, который Итро дал Моше. Моше судил народ с утра до вечера. Представьте себе ту очередь, которая выстраивалась к нему в то время, когда он был единственным судьей нашего народа. Итро предложил простую идею: разделить народ на тысячи, сотни, полусотни и десятки, поставить над ними глав и им поручить суд. Здесь возникает простой вопрос: почему Моше не подумал об этом сам? Более того, в книге Дварим говорится, что Моше отчитал наш народ за принятие совета, данного Итро. И это несмотря на то, что Моше сам принял этот совет, предварительно спросив об этом у Всевышнего!

Мой учитель, рав Хаим Камил, объяснил это на таком примере. Он учился в ешиве Слободка (в Бней Браке) и был вхож к Хазон Ишу. В Бней Браке, как и в любом другом месте, иногда возникали имущественные споры между соседями. В такой ситуации многие хотели бы обратиться к Хазон Ишу, хотя он не был там единственным раввином. Почему? Потому, что Хазон Иш был живым воплощением Торы. Жители Бней Брака хотели получить суд самой Торы в его лице. Когда я учился в ешиве Мир, во время перерыва после Минхи мы бегали к раву Эльяшиву с разными вопросами, на которые мог бы ответить любой раввин. Однако мы шли к раву Эльяшиву, чтобы услышать ответ самой Торы.

Теперь представьте себе, что можно прийти с проблемой к знающему человеку, а можно – к Моше, получившему Тору от Всевышнего. К кому нужно идти, если хочешь удостоиться именно Торы? Конечно, к Моше! Моше принял претензию Итро по поводу того, что выстраивание к себе огромной очереди – это неуважение к нашему народу. Но при этом Моше упрекнул наш народ в том, что, приняв предложение Итро, евреи лишили себя возможности получения Торы из первоисточника. И за это Моше порицал наш народ, как сказано в книге Дварим.

Итак, основная тема недельной главы Итро – получение Торы. Какое место в этом занимает сама история с Итро? И чему она нас учит? Наш народ учился у Итро, как нужно воспринимать события, происходящие в мире, чтобы получать уроки не только изучая Тору, но и из самой жизни. Кроме того, эта история учит нас умению услышать мудрый совет человека, не очень сведущего в Торе. Ведь Итро пришел после получения Торы, в котором он сам не участвовал, а Моше к этому времени уже был величайшим пророком, который мог напрямую задавать вопросы Всевышнему. И Моше прислушался к идее, высказанной его тестем. При этом, речь не идет о слепом послушании. Перед тем как принять решение, Моше спросил об этом у Всевышнего.

В Торе говорится о двух важных аспектах, связанных между собой. Одна из них –мидат анава (качество скромности). Это отсутствие гордыни, высокомерия, чванства. Проявления гордыни презираемы многими народами. Мидат анава – это, в частности, готовность принять умный совет от каждого. О Моше сказано, что он был скромнейшим из людей. Он был тем «сосудом», готовым принять в себя Тору, которая сравнивается с водой. Как вода течет в самое низкое место, так и Тора спускается к тому, в ком нет гордыни, а есть мидат анава.

Примером величия в Торе является наш царь Давид. Сказано, что один день его занятий Торой был более любим Всевышним, чем тысячи жертв, принесенных его сыном Шломо. Жертвы Шломо имели очень большой вес, но Тора Давида была более весома. Сказал Давид (Теилим, 119:99): «От каждого учившего – просветился я». Надо уметь учиться у всех. Нужно научиться выводить из многих не очень важных вещей, которые слышишь от разных людей, одну истинную идею. На этом основано величие в Торе.

И вот над чем еще стоит задуматься: Итро говорит Моше, что несложные проблемы людей должны решать назначенные судьи, а сам Моше должен наставлять их в Торе, законах и на их жизненном пути. Маараль пишет о зугот (парах) мудрецов, через которые передавалась Тора. Одной из последних зугот были Шамай и Илель. Один из членов пары назывался наси (глава Санедрина), а другой – ав бейт дин (глава суда). По словам Маараля, в нашей жизни возможны два типа поведения. Один из них – это поведение в соответствии с буквой закона. Другой подразумевает уступчивость ближнему в большей степени, чем этого требует закон. Быть требовательным к другим в соответствии с буквой закона – очень опасная вещь. Ведь Иерусалим был разрушен потому, что его жители требовали все, что им полагалось по суду. Что в этом плохого? Дело в том, что когда мы взыскиваем в соответствии с буквой закона, то по принципу «мера за меру» с нас взыскивают так же.

Правление и суд Всевышнего в этом мире может осуществляться либо в соответствии с мидат а-дин (мерой суда), либо в соответствии с мидат а-рахамим (мерой милосердия). Суда в соответствии с мидат а-дин мы выдержать не можем. Но есть еще высший суд в соответствии с мидат а-рахамим. В нашей жизни ему соответствует качество уступчивости. В Торе прослеживаются две линии. Одна – это четкое выяснение ситуации с точки зрения закона. Другая линия – обучение человека умению поступать во всех сферах его жизни в соответствии с духом Торы, в основе которой лежит милосердие. Этим двум линиям соответствовали в парах мудрецы, передававшие Тору. Это очень четко видно на примере великой пары: Шамая и Илеля. При этом качество уступчивости не подразумевает возможность уступать в законах Торы. Речь идет об уступчивости в личных претензиях. И это то, что мы можем выучить из недельной главы Итро.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=23562