На восьмой день обучения — Из комментариев Рамбана к недельной главе Пекудей

Дата: | Автор материала: Рамбан

3840

Недельная глава Пекудей

На восьмой день обучения

«В день новолуния первого месяца, в первый день месяца, воздвигни Шатер Откровения» (Шмот, 40:2).

По мнению наших наставников, это был восьмой день посвящения ]Аарона и его сыновей для служения в Шатре[. И написано «воздвигни», чтобы дать понять, что на этот раз Шатер следует установить и не разбирать вновь. …Ведь известно, что в семь дней обучения (שבעת ימי המלואים – шиваъат йемей а-милуим) Моше должен был устанавливать Шатер и разбирать его – и, возможно, это делалось для того, чтобы подготовить левитов к их работе: «Как делаю я, так делайте и вы».

…И, исходя из мнения наших наставников, следует заключить, что в первые семь дней [обучения] Моше каждое утро устанавливал Шатер, и тот стоял весь день и всю ночь. А на рассвете Моше разбирал его и сразу же вновь устанавливал, так как сказано: «У входа в Шатер Откровения оставайтесь днем и ночью в течение семи дней» (Ваикра,8:35), а «вход» у Шатра существует только когда он собран. …И ведь Моше приносил там постоянную жертву во второй половине дня, а по вечерам возжигал свечи.

А то, о чем написано далее: «И закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б-га наполнила шатер» (Шмот, 40:34), по мнению наших наставников, также было на восьмой день. Ведь написано: «И завершил Моше эту работу» (там же, 40:33) – и когда в первый день Нисана он окончательно установил Шатер, на него опустилось облако.

А Раши объяснял это так: «На протяжении семи дней обучения, когда Моше возводил Шатер и совершал в нем служение, а затем разбирал его каждый день, Шехина в нем не пребывала. И сыны Израиля, ощущая себя посрамленными, говорили Моше: «Наставник! Все наши труды и усилия были ради того, чтобы Шехина пребывала среди нас – и тогда мы бы узнали, что прощен грех с золотым тельцом!» Моше ответил им: «Мой брат Аарон достойнее меня – Шехина будет пребывать среди вас благодаря его жертвоприношениям и его служению».

«И было: в первом месяце»Согласно мнению наших наставников, в этой строке сообщается, что Шатер был окончательно воздвигнут в первый день месяца, как и было приказано. И написано: «Воздвиг Моше Шатер» – разъясняется, что именно он делал для установки Шатра изо дня в день, начиная с первого дня обучения – с двадцать третьего дня месяца Адар.

Написано: «И взял он скрижали свидетельства» – т. е. Моше взял скрижали из деревянного ларца, который хранился в его шатре, и перенес их в Шатер Откровения – и положил их в ковчег.

«И воскурил на нем благовония». Все семь дней обучения Моше сам воскурял благовония на жертвеннике. …И в отношении всех видов служения наш наставник Моше был первым коэном. …А повеление Всевышнего: «И поставь его (т. е. жертвенник для воскурений) перед завесой, …и будет Аарон воскурять на нем благовония каждое утро» (Шмот, 30:6-7) относится к тому дню, когда Аарон сам начал вести службу, и далее. И то, что написано: «…зажжет Аарон светильник» (там же, 30:8) – тоже начиная с того дня и далее, ведь до этого повеление было обращено к Моше: «Внеси менору и зажги ее светильники» (там же, 40:4).

Слава Г-спода

«И закрыло облако шатер» (Шмот, 40:34-35).

«И закрыло облако Шатер Откровения» – облако окутало Шатер со всех сторон, и Шатер полностью скрылся в нем. «И слава Г-спода наполнила Шатер» – изнутри, ведь Слава пребывает внутри облака и внутри Шатра. И подобно этому сказано о [происходившем на] горе Синай: «А Моше приблизился ко мгле, в которой скрывался Б-г» (Шмот, 20:18).

[Комментаторы отмечают, что пребывание Шехины в Шатре Откровения стало конечной целью всех событий, описанных в первых двух книгах Торы – Берешит и Шмот. Да и сама Вселенная была сотворена ради этого – ведь, как сказано в мидраше, «в час, когда Святой, благословен Он, творил Вселенную, Он возжелал, чтобы у Него было место пребывания в нижнем мире, а не только в высших мирах» («Мидраш Танхума», Насо, 16). И в Мишне написано: «Всё, что сотворил Святой, благословен Он, в Своей Вселенной, Он сотворил только ради Своей Славы» (Пиркей Авот, 6:12) – т. е. ради Своей Шехины: чтобы она обрела постоянное пристанище в нижнем мире.

Но когда созданный Творцом Первый Человек согрешил, Шехина ушла из нижнего мира и поднялась на первый уровень Небес, когда Каин убил своего брата Эвеля – на второй, и так до тех пор, пока из-за злодеяний нечестивцев Шехина не поднялась на седьмой уровень Небес, наиболее удаленный от нижнего мира. И тогда Творец привел в мир праотца Авраама, который своими праведными делами сумел приблизить Шехину, и она опустилась с седьмого уровня на шестой, затем в заслугу праотца Ицхака – с шестого на пятый, в заслугу праотца Яакова – с пятого на четвертый, и так до тех пор, пока в заслугу нашего наставника Моше Шехина вновь не обрела постоянное пристанище на земле. Когда это произошло? Когда был возведен Шатер Откровения! («Мидраш Танхума», Насо, 16; «Берешит Раба», 19:7).

И, вместе с тем, это пребывание Шехины в Шатре стало подлинным завершением исхода из Египта и дарования Торы у горы Синай, о которых повествуется в книге Шмот. Ведь, как пишет сам Рамбан в предисловии к книге Шмот, «подлинное избавление из изгнания (геула)» наступило для сынов Израиля только тогда, «когда они пришли к горе Синай и построили Шатер Откровения, и Святой, благословен Он, возвратился к ним, и Его Шехина опустилась на них», – именно «поэтому эта книга завершается рассказом о том, как после возведения Шатра его «наполнила Слава Г-спода» (Шмот, 40:35)» (см. Ми-маамаким, Шмот, 45, с. 445-449).]

И написано: «И не мог Моше войти в Шатер Откровения» – не мог даже просто подойти ко входу, потому что и вход покрывало облако, а Моше не имел права проникнуть внутрь облака. К тому же, «слава Г-спода наполняла Шатер» – так как же можно в него войти?! И имеется в виду, что Моше не мог войти в Шатер без разрешения – но Всевышний должен был позвать его, и тогда он мог войти в облако. И подобное этому было на горе Синай, как написано: «Осенила слава Г-спода гору Синай, и покрывало ее облако шесть дней, и позвал Он Моше на седьмой день из облака» (там же, 24:16). И далее написано: «И вошел Моше в облако, и взошел на гору» (там же,24:18).

И вот, завершена книга об избавлении, [в которой рассказывается о том], как Г-сподь, Б-г Израиля, открылся

сынам Израиля, народу близкому к Нему,

и спас Он их от руки ненавистника, и избавил их от руки врага.

Он явился [к народу Израиля] в колеснице, сопровождаемый десятками тысяч ангелов,

чтобы даровать ему Тору истины, чтобы дать ее в наследство любящим Его.

Он возвел Дом Обитания, чтобы в нем, над керувами, пребывала Его Шехина,

и освятил его для Святилища, чтобы в нем было жилище Царя.

И благословен Б-г, желающий блага Своему служителю,

ведь Его помощь приходит, как прежде:

Он вновь дает юность в старости,

насыщает Своей Торой голодного,

питает его медом и молоком,

и Он подготавливает [к восприятию истины] все сердца.

Его Имя будут благословлять утром и вечером:

«Благословен Тот, Кто даровал нам пищу, которую мы ели, и благодаря доброте которого мы живем!

Благословен дающий силы Своему рабу, сыну Своей рабыни!

Благословен дающий силу усталому, немощному – великое могущество!»

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=24424