«Закон Б-га этой страны» — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ахарей Мот

Дата: | Автор материала: Рамбан

3840

Недельная глава Ахарей мот

«Закон Б-га этой страны»

«И осквернилась страна, и Я взыскал с нее за вину ее, и исторгла страна живущих в ней» (Ваикра, 18:25-28).

Закон Торы особенно устрожает в отношении запретных связей (арайот), поскольку они оскверняют [Святую] Землю, и она исторгает блудников. И хотя при запретных связях грех совершается телом человека и напрямую не связан с землей, тайна этой связи заключена в строках Торы: «Когда Всевышний давал уделы народам, разделяя людей, установил Он границы народов по числу сынов Израиля, ведь доля Б-га – народ Его, Яаков – область Его удела» (Дварим, 32:8-9).

Смысл этого заключается в следующем: создавая Вселенную, Всевышний дал обитателям высших миров силу управлять нижним миром – над каждым народом, живущим в выделенной ему стране, Он поставил определенную звезду, как это известно астрологам. Поэтому-то сказано: «И как бы, взглянув на небо и увидев Солнце, Луну и звезды – всё воинство небесное, – не соблазнился ты поклоняться и служить тому, что создал Г-сподь, Б-г твой, для всех народов под небесами» (там же, 4:19) – ведь Он связал каждый из народов с определенным созвездием, а над звездами поставил высших ангелов – сарим, которые стали правителями народов. И об этом написано: «Но правитель (сар) Персидского царства противостоял мне» (Даниэль, 10:13). И написано: «Придет правитель (сар) Греции» (там же, 10:20).

И вот, для всей Вселенной Всевышний – «Б-г богов и Владыка владык» (Дварим, 10:17). Но Земля Израиля, расположенная в центре населенного мира, – это «надел Г-спода», принадлежащий только Ему. И передавая ее в наследие своему народу, потомкам возлюбивших Его, Он не поставил над ней никаких ангелов – «ни начальника, ни надсмотрщика, ни правителя». Об этом сказано: «Вы будете для Меня избранными из всех народов, ведь Моя – вся земля» (Шмот, 19:5). И написано: «Вы будете Мне народом, а Я буду вам Б-гом» (Ирмияу, 11:4) – но над сынами Израиля не будет «других богов».

[Т. е. сарим (см. комментарий к Шмот, 20:3-4). В книге «Зоар» также объяснено: «Святой, благословен Он, распределил все страны и народы между своими доверенными посланцами. Но над Землей Израиля не властвует никакой ангел и никакое доверенное лицо – но только Святой, благословен Он. И поэтому Он привел народ, над которым не властвует никто другой (кроме Него), на землю, над которой не властвует никто другой, кроме Святого, благословен Он» («Зоар», Ваера 108б).]

И Он освятил народ, унаследовавший Его страну, запретив им блуд и дав множество заповедей, чтобы сыны Израиля принадлежали только Ему. И поэтому Он сказал им: «Соблюдайте же все установления Мои и все законы Мои и исполняйте их, чтобы не исторгла вас страна, в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней» (Ваикра, 20:22). И написано: «Сказал Я вам: вы завладеете землей их, и Я отдам ее вам в наследие, страну, текущую молоком и медом: Я – Г-сподь, Б-г ваш, который выделил вас из всех народов» (там же, 20:24).

Итак, избрав нас из всех народов, Он даровал нам эту землю, а над остальными народами поставил высших ангелов (сарим) и «других богов» – но нашим властителем будет только Он, и мы будем принадлежать только Ему. А земля, являющаяся наследием Б-га, будет исторгать всех, оскверняющих ее, – она не потерпит служащих идолам и вершащих разврат. Поэтому-то служение Молеху, являющееся одним из видов идолопоклонства, в этой главе упомянуто рядом с запретом арайот. И о том, и о другом сказано: «Не оскверняйтесь ничем этим, ибо всем этим осквернялись эти народы, …и исторгла страна живущих в ней» (там же, 18:24-25). И в следующей главе также сказано: «Я выделил вас из народов, чтобы быть вам Моими» (там же, 20:26) – и там же говорится о строгости запрета идолопоклонства.

Таким образом, Он дал сынам Израиля эту землю именно потому, что они принадлежат только Ему, как написано: «Я отдам ее вам в наследие, страну, текущую молоком и медом: Я – Г-сподь, Б-г ваш, который выделил вас из всех народов» (там же, 20:24). И хотя вся Вселенная принадлежит Б-гу, вне Земли Израиля нет совершенной чистоты из-за ангелов, властвующих над остальными странами, так как народы по заблуждению служат также и этим ангелам.

Написано: «Б-гом всей земли назовется Он» (Йешаяу, 54:5), ведь Он – Б-г богов, и Он властвует над всей Вселенной. А в конце времен Он «покарает воинство небесное в вышине» (там же, 24:21), лишив высших ангелов их власти и разрушив подобную систему управления народами, – а затем уже Он покарает и «царей земных на земле» (там же).

В сборнике мидрашей «Сифра» разъясняют строку Торы «Соблюдайте же все установления Мои и все законы Мои и исполняйте их, чтобы не исторгла вас страна, в которую Я веду вас» (Ваикра, 20:22). Мудрецы говорят: «Земля Израиля не подобна другим странам, она не терпит совершающих грехи, как царский сын, которого накормили недоброкачественной пищей, не способной удержаться в его желудке, – и он ее изрыгает. Поэтому сказано: «И не исторгнет страна вас [если отрешитесь от разврата], когда вы оскверните ее, как исторгла она народ, бывший до вас» (там же,18:28)».

А в «Сифри» толкуют строку «Нет с Ним чужих богов» (Дварим, 32:12): ни одному из высших ангелов народов мира не будет дозволено управлять вами. И мудрецы утверждают: «У всякого, кто живет вне Земли Израиля, как будто нет Б-га, ведь написано, что Он «дал вам страну Кнаан, чтобы быть вам Г-сподом» (Ваикра, 25:38). И сказал [Давид, которому пришлось покинуть Святую Землю]: «Они изгнали меня ныне из удела Г-спода, говоря: ступай, служи чужим богам!» (Шмуэль 1, 26:19)».

И в связи с этой темой в «Сифри» разъясняют строку «Исчезнете вы быстро из хорошей страны, которую Б-г дает вам» (Дварим, 11:17). «Хотя Я изгоняю вас из этой страны, – сказал Б-г, – но и вне её вы будете украшены заповедями, чтобы, когда вы вернетесь, они не были для вас внове». И там же приведена притча: муж изгнал жену в дом ее отца, но предупредил ее: «Продолжай носить свои украшения, чтобы, когда я тебя возвращу, это не было бы тебе в новинку». И у пророка сказано: «Сделай себе особые приметы» (Ирмияу, 31:20) – имеются в виду заповеди, которыми «украшены» сыновья Израиля.

В изгнании Творец обязывает сынов Израиля выполнять в первую очередь такие основные заповеди, как тфилин и мезуза, ведь написано: «…Исчезнете вы быстро из хорошей страны, которую Б-г дает вам. Положите же эти Мои слова на сердце ваше и на душу вашу и повяжите их как знак на руку вашу, и да будут они знаками между глазами вашими» (Дварим, 11:17-18), а далее: «И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих» (там же, 11:20). И именно об этом мудрецы говорили: «И вне её вы будете отмечены заповедями, чтобы по возвращении они не были для вас внове». Ведь все заповеди предназначены преимущественно для живущих в земле Б-га (т. е. в Земле Израиля). И в «Сифри» толкуют: заповедь заселения Земли Израиля равновесна всем заповедям Торы, ведь написано (там же, 11:31-32): «…И овладеете вы ею, и поселитесь в ней, и будете строго исполнять все установления и законы, которые Я даю вам сегодня».

[Комментаторы отмечают, что заповедь заселения Земли Израиля равноценна всем остальным заповедям, кроме изучения Торы. И поэтому разрешено покидать Землю Израиля ради изучения Торы, если его наставник находится за границей, ведь человек способен постигать мудрость Торы не от любого учителя. И также разрешено покидать Святую Землю, чтобы преподавать Тору (р. Д. Прадо, «Де-вей-рав» на «Сифри», Дварим 80; см. также Авода Зара, 13а, Тосафот, «Лильмод»).

А заселение Земли Израиля без выполнения заповедей не только не «равноценно всем заповедям», но и чревато большой бедой. В одной из своих драшот Рамбан говорит: «Иногда близость евреев к Б-гу становится причиной их отдаления. В таком положенииоказываются те, кто удостаивается жить перед лицом Святого, благословен Он, в Его земле. Если они относятся к Нему с должным почтением, то благо им – и они счастливы. Но если они восстают против Него – горе им в большей степени, чем всем остальным Его созданиям! Ведь они гневят Царя и восстают против Него прямо в Его дворце! И Он выбрасывает их из дворца, как написано (Йешаяу, 65:3, Ошея, 9:3): «Народ, гневящий Меня перед Моим лицом постоянно, – не будут жить они в земле Г-спода» (Рамбан, «Драша ле-Рош а-Шана», в «Китвей Рамбан» 1, стр. 249).]

А в «Тосефте», относящейся к трактату Авода Зара, указано, что именно с этим было связано заблуждение нечестивцев, обратившихся к пророку Йехезкелю: «Наш наставник Йехезкель, разве раб, проданный своим господином, еще что-нибудь ему должен?!» И Йехезкель им ответил: «Задуманному вами не бывать, сказанному вами: «Будем, как [другие] народы, как племена [других] стран, служить дереву и камню» (Йехезкель, 20:32).

[В Талмуде объяснено, что когда пророк Йехезкель призывал к раскаянию евреев, изгнанных со Святой Земли вавилонским царем Невухаднецаром, они ему отвечали: «Раб, проданный своим господином, и жена, изгнанная своим мужем, ничего им более не должны!» Эти нечестивцы имели в виду следующее: поскольку Творец «продал» сынов Израиля Невухаднецару и изгнал их от Себя, то и они более не обязаны соблюдать Его заповеди (Санедрин, 105а, Раши).]

И поэтому праотец Яаков при вступлении в [Святую] Землю повелел «своей семье и всем, кто с ним: избавьтесь от всех идолов, очиститесь и смените одежды – мы выходим и идем в Бейт-Эль…» (Берешит, 35:2-3). И Творец сплел цепь событий так, что Рахель умерла в пути, вскоре после вступления в [Святую] Землю. Учитывая заслуги Рахели, Творец избавил ее от смерти и погребения вне [Святой] Земли. А заслуги Яакова избавили его от того, чтобы поселиться на [Святой] Земле с двумя сестрами, ведь жениться на двух сестрах запрещено Торой. И, вероятно, Рахель забеременела Биньямином еще до прихода в Шхем, а в Святой Земле Яаков к ней вообще не прикасался из-за упомянутого запрета.

А у пророка сказано: «И прежде всего Я воздам им вдвое за вину их и за грех их – за то, что они осквернили Мою землю мерзостью своих идолов и своими гнусностями наполнили Мой удел» (Ирмияу, 16:18). Об этом же говорится во многих местах Писания – ты сам увидишь, после того как я обратил твое внимание на эту тему.

А раби Авраам (Ибн Эзра), комментируя главу Ваелех, написал по этому поводу так: «Мы знаем, что Всевышний – един, а все различие – от восприятия. Но Б-г не изменяет своих деяний, ведь все они совершены с мудростью. А служение Всевышнему зависит от Его влияния, воспринимаемого в том или ином месте. И поэтому написано: «закон Б-га этой страны» (Мелахим 2, 17:26), а праотец Яаков сказал (при приближении к Земле Израиля): «Избавьтесь от всех идолов…». И это святое место не приемлет запрещенных связей (арайот) и кровосмешения. И умудренный поймет». Таков его комментарий.

И не пытайся опровергнуть мои слова сказанным в строке «Михаэль, ваш повелитель (сар)» (Даниэль, 10:21), ведь это – ангел-служитель, просящий милости для Израиля, а не владыка и повелитель. А «вождь (сар) воинств Б-га», открывшийся Йеошуа бин Нуну возле Иерихона, тоже был послан Б-гом, чтобы сражаться за сынов Израиля, – хотя это было и вне Святой Земли. И подобное же произошло с царем Хизкияу.

И не дозволено разъяснять в отношении Святой Земли больше этого. Но если ты удостоишься понять тайну сотворенной «земли», упомянутой в первой строке книги Берешит, а также в главе Бехукотай, – то удостоишься высочайшего и сокровенного постижения. И тогда ты поймешь сказанное нашими наставниками: «Верхнее Святилище (Бейт-Микдаш шель мала) соответствует нижнему Святилищу (Бейт-Микдаш шель мата)».

И вот, в Торе указывается, что обитатели Кнаана были изгнаны из-за блуда. Как отмечают наши наставники, блуд был запрещен со времени сотворения человека и со дней Ноаха, ведь Творец не карает за то, что Он не запретил. Но в Писании этот запрет не упомянут, но лишь сказано, что страна исторгла их, так как она гнушается подобной мерзостью.

И блуд запрещен не только обитателям страны Кнаан [но и всем потомкам Ноаха]. Но хотя и написано: «По обычаям страны Египетской, в которой вы жили, не поступайте» (Ваикра, 18:3) – т. е. египтяне тоже творили все эти мерзости, тем не менее, земля Египта их не исторгла. И никакая другая страна не исторгает своих обитателей – но это достоинство только Святой Земли. И сказано: «Исторгла страна живущих в ней», поскольку с того момента, когда кнаанцам был вынесен приговор, земля как будто уже их «исторгла». Ведь в высших мирах это уже произошло, как написано: «Их тень от них отступила» (Бемидбар, 14:9).

[В Торе рассказывается, что из двенадцати разведчиков, посланных осмотреть страну Кнаана, только двое – Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефунэ – призывали к завоеванию страны, говоря: «Не бойтесь народа этой земли, ибо они [отданы] вам на съедение! Их тень от них отступила, потому что Б-г – с нами. Не бойтесь их!» (Бемидбар, 14:9). Комментируя эту строку Торы, Рамбан поясняет, что в ней содержится намек на высших ангелов (сарим), так как народ не терпит поражение прежде, чем низвергается его сар, как сказано: «Б-г накажет небесное воинство в вышине», а затем уже – «царей земных на земле» (Йешаяу, 24:21). Именно это имели в виду Йеошуа и Калев: уже отступила сила, под сенью которой существовали эти народы. И об этом сказано в мидраше на «Песнь песней»: «И обратились в бегство тени» (Шир а-Ширим, 2:17) – это высшие ангелы народов мира, потому что это – их «тени» (см. «Ялкут Шимони», Шир а-Ширим 2). Таким образом, исторические события сначала происходят в высших мирах, а затем уже воплощаются на земле.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=25396