Пинхас — Ревность Пинхаса — Благо ему и будущему поколению

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2272

Недельная глава Пинхас

«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них (בְּקַנְאוֹ אֶת קִנְאָתִי); и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей» (Бемидбар, 25:11). לקנאות (леканот) – ревновать. Глагол לקנאות может применяться в нескольких значениях, которые зависят от предлога, следующего за ним. Иногда глагол применяется с предлогом ב (бет), иногда с предлогом ל (ламед), а иногда с ним в связке следует предлог את (эт).

לקנאות ב… (леканот бе…). Наличие после глагола לקנאות (леканот) предлога ב (бет)означает, что речь идет о правильной, нормальной зависти, когда кто-то завидует достоинствам другого и желает стать обладателем таких же хороших качеств. Так поясняют стих: «И увидела Рахель, что она не родила Яакову, и позавидовала Рахель сестре своей (וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ), и сказала Яакову: дай мне детей; а если нет, я умираю» (Берешит, 30:1). Рахель завидовала хорошим поступкам своей сестры.

לקנאות ל… (леканот ле…). Такая связка применяется, когда кто-то вступается за утраченный кем-то почет или оскорбленную честь. Например: «И сказал он (Элияу): весьма возревновал я о Г-споде (קַנֹּא קִנֵּאתִי לַה’), Б-ге Воинств, потому что оставили завет Твой сыны Израилевы, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом» (Млахим 1, 19:10), или «Так сказал Г-сподь Воинств: возревновал Я о Ционе (קִנֵּאתִי לְצִיּוֹן) ревностью великой, и яростью великой возревновал я о нем» (Захария, 8:2).

לקנאות את… (леканот эт…). Такой оборот означает злую зависть или ревность, когда человек считает, что кто-то обирает его или не оказывает ему должного почета. Например: «И найдет на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою (וְקִנֵּא אֶתאִשְׁתּוֹ)» (Бемидбар, 5:14).

Другой пример: «И были у него стада мелкого и стада крупного скота, и много прислуги; и завидовали ему (וַיְקַנְאוּ אֹתוֹ) филистимляне» (Берешит, 26:14). Филистимляне не были в состоянии понять, что Всевышний благословил Ицхака, послав ему много благ. Они были убеждены, что Ицхак обогатился в их земле исключительно за их счет, поэтому стали ему завидовать.

Таким же образом поясняется стих: «И исчезнет зависть Эфраима, и враждующие с Йеудою будут истреблены. Эфраим не будет завидовать Йеуде (אֶפְרַיִם לֹא יְקַנֵּא אֶת יְהוּדָה), и Йеуда не будет враждовать (וִיהוּדָה לֹא יָצֹר אֶת) с Эфраимом» (Йешаяу, 11:13). Царство Эфраима (десять колен), будучи в составе объединенного царства, завидовало царству Йеуды, полагая, что оно незаконно узурпировало власть над всем Израилем. В свою очередь, царство Йеуды нередко притесняло независимое царство Эфраима (десяти колен) за то, что они бунтовали против дома Давида.

Завет мира

«Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира» (Бемидбар, 25:12).

Поясняет Сфорно: брит шалом – «Мой завет мира» – означает, что теперь ангел смерти не будет иметь власти над тобой. В каждом человеке существует множество разных качеств, которые часто противостоят друг другу, как, например, йецер а-ра(дурное начало) и йецер а-тов (благие побуждения). В результате таких противостояний человеку причиняется ущерб (как духовный, так и физический), который в том числе выражается в сокращении продолжительности жизни. Всевышний наградил Пинхаса тем, что внутри него будет шалом (мир), и в результате для него не будет ущерба, а дни жизни его не будут сокращаться. Он пережил всех из своего поколения, и служил еще в Мишкане в Шило. Также известно, что Пинхас не хотел идти к Ифтаху, чтобы отменить его ошибочный обет. А в мидраше «Пиркей де-раби Элиэзер» (43) говорится, что пророк Элияу – это и есть Пинхас бен Элазар. Получается, что Пинхас жил более шестисот лет и был живым взят на Небеса.

Говорит Рамбан (Ваикра, 18:5): «А оставляющие все дела этого мира и забывающие о них, как будто вовсе лишены плоти. Все их помыслы и устремления направлены к Творцу, а их тела живут вечно, как видно из написанного об Элияу, и как известно из традиции. В мидрашах также рассказывается о Ханохе и других праведниках, уже удостоившихся жизни Грядущего мира. И поэтому о награде за выполнение заповедей Торы сказано: “… чтобы подлились дни жизни твоей на земле”, “…чтобы был ты жив”, и “… чтобы было тебе хорошо, и продлились дни твои” – то есть каждый поднимается на ту ступень “жизни”, которой достоин».

Всего этого Пинхас удостоился благодаря тому, что: «…отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них (בְּקַנְאוֹ אֶת קִנְאָתִי)».


http://www.beerot.ru/?p=16447