Судей и надсмотрщиков поставь себе — Шофтим

Дата: | Автор материала: Рав Овадья Йосеф

1901

Недельная глава Шофтим

Сказано в недельной главе Шофтим: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих…» (Дварим, 16:18).

Наши законоучители подчеркнули языковой нюанс стиха «судей и надсмотрщиков поставь себе», сказанного в единственном числе, ведь это заповедь, данная всему обществу, всему народу, так почему же не сказано во множественном числе?

И объяснили мудрецы, что в данном стихе имеется в виду также каждый отдельный человек. Каждый должен проверить закоулки своей души, куда достигает его разумение, судить себя самого и свои поступки, правильно ли по алахе он исполняет заповеди, так ли, как это написано в Шулхан Арух, или же он делает только «приблизительно», как многие другие. Ведь большинство исполняет заповеди только по привычке (мицват анашим мелумада), не думая о корне заповедей, их целях, о Том, Кто велел исполнять их и как именно Он приказал это делать.

Например, заповедь об этроге. Многие люди вообще не представляют себе, что это за заповедь, и выполняют ее только потому, что знают, что нужно взять этрог, но они не знают, прошло ли дерево, на котором он рос, прививку (этрог муркав – принятаяалаха, что он непригоден), или нет, или может быть он пасуль (не пригоден для исполнения заповеди), поскольку на нем есть некев (дырочка), и так далее. И он даже не знает, в какую руку взять лулав, поэтому смотрит на других людей – как они делают – чтобы знать, как правильно. У такого человека нет судьи, чтобы направить его, дабы соблюдал заповеди как следует. И об этом сказано «судей поставь себе».

А то, о чем сказано «надсмотрщиков поставь себе» – это блюститель порядка, которого человек должен поставить над собой, чтобы остерегаться и не совершать поступков, которые будут против воли Всевышнего благословенного – чтобы не навредил ближнему, чтобы не взял, не дай Б-г, вещи, которая ему не принадлежит, и не навредил бы своим соседям и домочадцам. И последнее – сложнее всего, поскольку люди, как правило, очень осторожны в том, чтобы не навредить другим. Вся их линия поведения по отношению к ближним «сладка как мед». Но внутри семьи, со своими домашними они ведут себя нетерпимо и совершенно не берут в расчет их интересы.

Как сказал наш учитель гаон рав Бенцион Аба Шауль, если руки человека загрязнились маслом, пусть помоет руки и вытрет полотенцем. Если же он вытрет полотенцем масляные руки, он преступает запрет Торы, как сказано «А в отношении ваших братьев евреев – не принуждай своего брата тяжело работать (бепарех)». Ведь из-за него его жена будет вынуждена тяжело трудиться, отстирывая полотенце. Часто люди просто так вредят имуществу своих братьев, берут у младших братьев то, что хотят, несмотря на то, что младшие совершенно не согласны с этим, но старшие думают, что им все положено, и будто бы они – «хозяева» младших. И родители тоже должны знать, что законы «бейн адам лехаверо» – взаимоотношений между людьми – не в меньшей степени касаются маленьких детей, ведь отец, который бьет своего ребенка не по закону, преступает строжайший запрет поднимать руку на ближнего, хотя это и его сын. В связи со всем этим и нужен внутренний блюститель порядка, которого каждый человек должен развить в себе, чтобы не прийти к греху.

Как внутренний судья, так и внутренний надсмотрщик за порядком, должен быть чист от греха взяточничества. Имеется в виду, что его решения не должны быть продиктованы личными интересами, но, напротив, должен взвешивать все объективно.

Каждый год мы читаем эту недельную главу в первую неделю месяца Элуль. Это должно намекнуть нам, что нужно подготовиться к месяцу «молитв о милосердии и прощении», к приближающимся дням трепета. Как? Отчитаться перед самим собой, как прошел этот год. Как следует нам улучшить наши пути и наши поступки перед наступающим годом.

Каждому из нас следует назначить личного судью и личного надсмотрщика над каждым из его «врат»: на рот, чтобы проверять, что входит в него (пища) и что выходит из него (речи); на уши, чтобы проверять, что он слышит; на глаза – проверять, что он видит… В сущности, все свои ежедневные действия человек должен проверять на соответствие заповедям и законам Торы, как между человеком и Всевышним, так и между людьми. Это станет возможным при ежедневном изучении мусара (еврейской этики) и ежедневном отчете перед самим собой.

И таким образом мы удостоимся, с Б-жьей помощью, прийти подготовленными как нужно к приближающемуся Дню Суда. Да удостоимся мы добра и благословения, которые эти дни несут нам!

Подготовила З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=17788