Сын буйный и непокорный — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ки Теце

Дата: | Автор материала: Рамбан

3806

Недельная глава Ки Теце

«Сын буйный и непокорный» (Дварим, 21:18-21).

Согласно объяснению мудрецов Талмуда, здесь не имеется в виду ребенок, так как ребенок освобожден от всех заповедей и от всех наказаний, предусмотренных в Торе. Но это подросток, у которого уже появилось как минимум два волоска [на лобке].

[Речь о возрасте не раньше тринадцати лет. А поскольку в Торе сказано בֵּן (бен – сын), а не אִישׁ (иш – мужчина), этот закон распространяется только на такого подростка, у которого еще не появилось «нижней бороды» (т.е. волос по всему лобку). Период от двух первых волосков до «нижней бороды» занимает три месяца, а после этого он считается в полной мере мужчиной, вышедшим из-под власти родителей (Санедрин, 68б, Раши; см. также Рамбам, «Мумарим» 7:5-6).]

Этот сын заслуживает наказания за два проступка. Во-первых, он не почитает своих родителей и восстает против них. А во-вторых, «он обжора и пьяница», и тем самым преступил повеление «Святы будьте» (Ваикра,19:2). И еще заповедано: «Ему служите, и к Нему прилепитесь» (Дварим, 13:5) – как я уже объяснял, нам повелевается помнить о Б-ге на всех наших путях. А обжора и пьяница не знает пути к Б-гу [ведь он подобен эпикурейцу, который ищет лишь наслаждений этого мира, в том числе и связанных с едой и питьем (см. Ибн Эзра на Дварим 21:20)].

Но в принципе, сейчас на нем нет смертного греха, и, как указывают мудрецы Талмуда, его приговаривают, предвидя будущее. Поэтому-то и написано: «И весь Израиль услышит и ужаснется» (21:21) – ведь его казнят не за великий грех, а чтобы через него предостеречь многих и чтобы другие не опустились до подобных пороков.

[В Талмуде объяснено: «Этот приговор выносится с учетом логики его дальнейшего падения. Буйный и непокорный сын растратит имущество отца, а затем, чтобы обеспечить себе реализацию своих желаний, выйдет на большую дорогу и станет грабить людей. Поэтому Тора говорит: пусть лучше умрет без вины, [за которую бы полагалась смертная казнь], чем умрет абсолютным грешником, – ведь смерть нечестивцев хороша для них и хороша для всего мира»тная казнь, епрежний уровень потребления, выйдет  (Санедрин, 72а; см. также Раши к Дварим, 21:18).

Рав Э. Деслер подчеркивает, что дддля души этого юноши будет лучше, если он умрет сейчас, пока еще не совершил серьезных грехов, чем потом отягченный смертными грехами, – и в этом случае Мера Суда Творца согласна с Его Мерой Милосердия («Михтав ме-Элияу», 1, стр. 14).

Предусмотрена следующая процедура суда: если «буйный и непокорный сын» украл у отца деньги и купил на них мясо и вино, то родители приводят его в суд, состоящий из трех судей, и приводят с собой двух свидетелей, по показаниям которых юношу приговаривают к бичеванию. Если же он повторяет свой проступок, то родители приводят его в Малый Санедрин, состоящий из 23 судей, и по показаниям двух свидетелей его приговаривают к побиению камнями (Рамбам, «Мумарим», 7:7; см. также Раши к Дварим, 21:18).

Наш учитель р. И. Зильбер говорил об этом законе так: «Странно. Смертная казнь – из-за, в сущности, мелкой кражи? Так ли уж велика вина подростка? Может, на фоне происходящего в наши дни и невелика. Но Тора указывает нам, где начинается опасный путь. Красть у своих – один из легких путей к преступлению. А если такие поступки повторяются, несмотря на предупреждения, – пусть лучше человек умрет невинным, чем виновным» («Беседы о Торе», Ки Теце).

Вместе с тем, в Талмуде приведено мнение, что такого «буйного и непокорного сына никогда не было и не будет» – так же, как никогда не было и не будет «совратившегося города». А два этих закона «приведены в Торе для того, чтобы их изучали и получали за это награду». Однако раби Йонатан, оспаривая подобное утверждение, свидетельствует: «Я видел такого сына и сидел на его могиле. И я видел такой город и сидел на холме, которым он был засыпан [после уничтожения]» (Санедрин, 71а).

А рав И. Зильбер говорил: «Это – почти нереальная ситуация. Виданное ли дело, чтобы отец и мать так поступили с сыном [ведь они не обязаны это делать]! Из-за нескольких сот граммов мяса и вина, пусть даже купленного на украденные у них деньги?! Действительно, раби Шимон говорит, что такого случая, когда бы родители привели сына в суд как бен сорер у-моред – «сына буйного и непокорного» – не было и быть не могло. Почему же эта ситуация изучается в Торе? …Так же, как мы переносим закон с крайних ситуаций на более широкие, так из ситуаций мало реальных извлекаем уроки для наших конкретных обстоятельств. Сам факт, что ребенок, изучая Тору, узнает о законе, по которому, если он будет себя вести так, как сказано выше, отец и мать могут привести его в суд, заставляет его с молодых лет бояться этого. А родителей это побуждает тщательнее следить за воспитанием детей – жизнь дает достаточно примеров тому, к чему приводит безнаказанность. Так что само изучение этого закона – средство избежать такой ситуации в реальности» («Беседы о Торе», Ки Теце).]

Закон о непокорном сыне впервые прозвучал в этой предсмертной речи Моше. Но, возможно, это было лишь разъяснением заповедей «Чти отца своего и мать свою» (Шмот20:12) и «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Ваикра, 19:3).


http://www.beerot.ru/?p=28276