Бейт Элоким — Раздел Тфила — Молитву следует читать стоя — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

2138

Глава 7. Молитву следует читать стоя. Часть 2

[В первой части главы Мабит подробно разобрал смысл того, что молитву Шмонэ Эсре следует читать стоя, теперь он переходит к вопросу о том, как именно надо стоять – соединив ноги вместе; здесь и далее – примечания переводчика.]

А тому, что ноги следует держать <вместе, так как будто это одна нога>, Рашба приводит две причины. Во-первых, это нужно для того, чтобы молящийся представлял себе, как будто он связан по рукам и ногам, и он не в состоянии ни приблизить к себе что-нибудь полезное ему, ни оттолкнуть что-либо, что может нанести ему вред, кроме как с помощью Всевышнего. Во-вторых, человек должен думать о том, каков был замысел Создателя при сотворении рода человеческого – сделать его по-настоящему цельным, чтобы он осознавал деяния Творца и был подобен ангелам служения. Как сказал пророк (Малахи 2) <о священнике – коэне>: «…Ведь он – ангел Г-спода Воинств». И мудрецы (Брахот 10б) приводили обоснование этому <правилу> из того, что об ангелах сказано «а их ноги – прямая нога» [то есть, две ноги сдвинуты вместе так, что выглядят как одна, таково и правило относительно молитвы]. А слово регель (нога) имеет и второй смысл – причина, как <сказал Яаков Лавану>: «И Г-сподь благословил тебя ле-рагли – благодаря мне». <Получается, в таком положении ног> содержится намек на то, что человек должен понимать: причиной всего происходящего с ним является Всевышний. Вот в общих чертах то, что хотел сказать Рашба, как мы находим в книге «Эйн Исраэль».

И хотя его слова несомненны для тех, кто понимает, и верны в глазах тех, кто обрел разумение, все же нам хотелось бы кое-что добавить по поводу соединения ног молящегося. А именно – по поводу довода, которое Рашба привел из написанного об ангелах «а их ноги – прямая нога», из чего следует, что следует держать ноги вместе. Из этого довода мы заключаем, что существует определенное сходство между человеком, возносящим молитву, и ангелом. Потому что ангелы, хотя и обладают нематериальным подобием тела, способны по слову Всевышнего оказывать влияния, противоположные одно другому, – как говорил рабби Бун (Иерусалимский Талмуд, Рош а-Шана), что ангел сам состоит наполовину из огня, а наполовину – из воды. То есть иногда по воле Творца он совершает действия, противоположные друг другу, о чем рассказывается в конце главы «Арвей Псахим».

«Когда злодей Невухаднецар бросил Хананью, Мишаэля и Азарью в горящую печь, сар [здесь: специальный ангел, отвечающий за то или иное явление природы] града сказал Всевышнему: Владыка мира, можно я спущусь и охлажу печь, чтобы спасти праведников? Заявил ему ангел Гавриэль: в этом не будет проявления мощи Всевышнего, так что спущусь я, сар огня, спущусь и охлажу печь внутри, и раздую жар снаружи, чтобы сжечь тех, кто бросил праведников в огонь (как написано: «а люди, которые сжигали Шадраха, Мэйшаха и Авэйда Нэго [такие имена дал трем праведникам старший придворный Невухаднецара, у которого они состояли на службе], погибли от языков пламени»), и получится чудо внутри чуда! Сказал ему Святой, благословен Он: спускайся. Тогда провозгласил Гавриэль: “А истина Г-спода вечна, восхвалите Г-спода!”» Мудрецы учат нас, что иногда ангел способен совершать во славу Творца противоположные друг другу деяния. И хотя он отвечает только за огонь, все же есть у него способность охлаждать, когда этого пожелает Всевышний. Это имел в виду рабби Бун, говоря «ангел сам состоит наполовину из огня, а наполовину – из воды», потому что ангел иногда действует так, будто вода тоже входит в сферу его ответственности, хотя на самом деле туда входит только огонь – чтобы получилось чудо внутри чуда, во славу Творца, который одновременно совершает два противоположных действия. А цель у обеих противоположностей одна – спасти праведника и взыскать со злодея, который готовит ему погибель.

То же и с праведным человеком, который хотя и создан из четырех основ <материи>, душа его высечена из-под Трона Славы, и большая часть его поступков должна быть направлена на служение Всевышнему – благодаря его душе. Однако в этом не было бы особого прославления Творца, если бы праведник служил Ему и исполнял Его заповеди только по велению своей души, высеченной из-под Трона Славы, если бы в этом не участвовало также и дурное начало, которое склоняет человека к греху, будучи противоположностью души. Но если человек проявляет силу воли и подчиняет дурное начало доброму началу, которое есть производное души, – этим прославляется Творец, когда Его заповеди выполняются посредством того, что противоположно душе – посредством дурного начала. И человек получает за это великую награду. Поэтому человеку и следует во время молитвы соединять ноги вместе, демонстрируя, что хотя у него есть «правое» и «левое», то есть доброе и дурное начало, следует объединить их для служения Всевышнему. Соединение вместе правой и левой ног намекает на это, потому что они обе направлены на одно – на служение Творцу, что уподобляет человека ангелу, который иногда совершает вещи, противоречащие его назначению, делая это во славу Его. Поэтому и сказано об ангелах «а их ноги – прямая нога», потому что два противоположных действия, которые они иногда совершают – чудо внутри чуда – имеют одну прямую цель: служение Всевышнему. И этим человек уподобляется ангелу во всех своих делах, и особенно в то время, когда стоит на молитве.

<Более того>, человек на самом деле даже выше ангела, ведь у него есть тот, кто пытается уговорить его и оттолкнуть от служения Всевышнему [дурное начало], а он, невзирая на это, повергает его к ногам своим и принуждает тоже служить Творцу. Этого <испытания> нет у ангела, который, будучи по природе своей готов к получению Б-жественного влияния, выполняет свою миссию в соответствии <c целью, ради которой> был сотворен. Как говорит Писание (Теилим 104): «Делает Он ветры посланниками Своими, служителями Своими – огонь пылающий» – каждый ангел сотворен <на основе субстанции, обладающей> свойствами, необходимыми для исполнения его задачи. Того, кто должен стать посланником для чего-либо, сотворил из ветра, о котором аллегорично можно сказать, что его легко посылать за чем-нибудь. А тот, кто создан для того, чтобы совершать определенное действие со своего места, сотворен тоже из того, с помощью чего можно действовать, например, из огня. Ветер легче огня, которым мы пользуемся, ведь даже самый обычный ветер разжигает и разносит огонь, поэтому об ангеле (что означает – посланник) сказано – ветер, а о служителе – пылающий огонь, каков он в полной силе своего действия.

А поскольку человек становится подобен ангелу во время молитвы, ему следует подготовить себя к встрече со Всевышним, надев <приличные> одежды и избавив свое тело от вещей, которые мешают ему и не позволяют уподобиться ангелу. Ведь основная <работа человека во время> молитвы состоит в том, чтобы усмирить стремления тела, как мы писали выше, поэтому следует очистить и подготовить его к молитве. Как сказал царь Давид, мир ему (Теилим 84): «Изнемогает вся душа моя по дворам Г-сподним, сердце мое и плоть моя поют Б-гу живому» – стремление и желание человека молиться исходит только от души, которая движет телом и готовит его к служению Всевышнему. Поэтому и было сказано «изнемогает вся душа моя» от стремления прийти и молиться «во дворе Г-споднем» [имеется в виду Храм, а в наше время его функцию исполняет бейт кнесет, Дом молитвы]: как свое сердце я должен очистить от всех <посторонних> мыслей и настроить на молитву, так и тело мое должно быть готово к ней и свободно от всех мешающих ему вещей – так оно будет пригодным к служению Всевышнему. Об этом и сказано «сердце мое и плоть моя поют Б-гу живому», то есть оба [и сердце, и плоть] жаждут восхвалять и воспевать Б-га живого.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=2933