Выше мы описали намерения приносящего добровольную жертву по примеру намерения Авраама, праотца нашего, мир ему, принесшего барана, послужившего заменой Ицхаку, Отцу нашему на горе Мория (об этом говорилось прежде в гл. 16). Но в еще гораздо большей степени относится сказанное к искупительному жертвоприношению, к тому, кому случилось провиниться, нарушив неумышленно один из запретов Б-га, или стало известно ему о грехе, который совершил и должен теперь принести одну из искупительных жертв. Узнав о своей провинности, огорчится человек до крайности, забота и тревога охватят его, сердце его изойдет слезами и скажет он: «Горе мне, ибо согрешил я! Что я наделал, как не уберег душу свою! Ведь будь я более внимателен к Торе и заповедям, не привелось бы мне согрешить, не оступился бы я. И лучше бы умер я тысячу раз, но не нарушил заповеди Творца моего. Ведь даже тот, кто нарушает запрет земного царя, повинен смерти, как сказано (Йеошуа, 1): “…ибо тот, кто преступит слово твое, будет умерщвлен”, а тем более тот, кто преступает слово Царя над царями царей, Всевышнего, благословен Он».
И тогда, в соответствии со своей обязанностью, выберет он непорочное животное для жертвоприношения, ни в чем не послужившее греху, и приведет его в святой Храм Г-спода Б-га своего. И, придя в Храм, еще более осознает честь Шехины, Торы и служения, как говорилось прежде. Возложит он руки на голову животного и зарежет его перед Г-сподом. И перед этим примет на себя полное раскаяние и обязанность впредь беречь свою душу от того, от чего не уберег ее, и установит для себя «ограды», чтобы не оступиться более. Ибо как иначе предстанет он перед Господином своим, Царем, зная, что известно Царю, что он – изменник и бунтовщик, не оставивший и поныне бунта своего? Как придет ему в голову, что Царь выкажет расположение ему и примет дар из его рук?!
Поэтому приносящему искупительную жертву следует раскаяться прежде во всех своих грехах и возвратиться душой к Создателю своему, твердо решив служить Ему отныне всем сердцем своим, всей душой и всеми силами своими. И затем восславит он и возблагодарит Творца за многие блага, даваемые Им (подобно тому, что говорилось о жертвоприношении прежде).
Затем поймет он и осознает, сколь незначительно все служение его, и что не исполнил он и на тысячную долю свой долг в нем. И вдобавок вместо того, чтобы служить Творцу, преступил он заповедь Его. Осознает человек, что лучше было бы ему умереть тысячу раз, но не совершить этого греха. И тогда испросит он милосердия душе своей, возложит руки на голову своей жертвы и обратится с молитвой к Г-споду Б-гу своему: «Владыка всех миров! Явно и ведомо Тебе, что желаю я исполнять волю Твою, и что раскаиваюсь я пред Тобой совершенно, и что плачу я и страдаю о совершенных грехах, преступлениях и злодеяниях. Известно Тебе, что хотел бы я быть зарезан подобно этому животному, чтобы пролилась моя кровь на Твой жертвенник, и чтобы был сожжен на нем тук мой, дабы снискать расположение Твое и искупить этим все грехи, преступления и злодейства мои.
Но в великом милосердии и милости Твоем не желаешь Ты смерти злодеев, но лишь жизни их, чтобы вернулись они к служению Тебе в истине и прямоте сердца. И Ты приемлешь помыслы их, цельные и чистые, вместо души их, ибо известно Тебе, что отдали бы они души свои для искупления, будь на то воля Твоя. И теперь да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы это жертвенное животное послужило заменой мне, кровь его – (заменой) моей крови, тук его – моему туку, плоть его – моей плоти, а кости – моим костям и все, что будет сделано с ним, пусть зачтется как сделанное со мной. Ведь явно и ведомо Тебе, что с готовностью я согласился бы на это будь такова воля Твоя. И все это было бы еще легким для меня и незначительным по сравнению с величиной греха моего и долга моего перед Тобой, чтобы заслужить искупления».
И также, видя, как режут жертвенное животное, человек должен представлять себе, как будто режут его самого, и поднималась бы в нем жалость к самому себе, и плакал бы он слезами милосердия, благодаря и восславляя благословенного Б-га: «Владыка всех миров! Если бы не великое милосердие Твое и беспредельная милость, я был бы уже зарезан подобно этой жертве. И этого заслужил я, ибо преступил повеление Твое, и даже намного более этого! А теперь да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г мой и Б-г отцов моих, это жертвоприношение, как если бы зарезал я самого себя. Ибо явно и ведомо Тебе, что так и поступил бы я, чтобы искупить грех, будь на то воля Твоя».
И также, видя, как собирают в сосуд кровь жертвенного животного, представлял себе человек, что это – его собственная кровь и пробуждалось в нем сострадание, и благодарил он и славил благословенного Б-га, обращаясь с молитвой к Нему.
Также, видя все, что делается с жертвенным животным, как мы говорили прежде.
Итак, мы объяснили, что приносящий жертву, будь то жертва добровольная или искупительная, приносит в жертву душу свою. Коэн же, совершающий жертвоприношение, подобен ангелу служения, возносящему души праведников на жертвеннике в высшем мире.
Перевод – рав М. Гафт.