ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Ультиматум Ханы. Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1844

«וּבָכֹה תִבְכֶּה» — и горько зарыдала

Сказано в мидраше «Шохар тов» на стих из Мишлей (28:13): «Скрывающий свои преступления не будет иметь удачи, а кто сознается и оставляет (их), тот будет помилован». «Скрывающий свои преступления не будет иметь удачи…» – это царь Шауль, «…а кто сознается и оставляет (их), тот будет помилован» – это царь Давид. Царь Шауль, совершив преступление, не сразу признал это и был наказан. Однако царь Давид, совершив преступление, но сразу признав его после увещеваний пророка Натана, был прощен. Так и Хана, понимая, что повела себя неправильно, стала рыдать в раскаянии, поэтому с нее не было взыскано за это.

«Она же … молилась о Г-споде»

В книге «Июн Яаков» сказано: нигде не упомянуто, что Хана была наказана за свою минутную слабость. А объяснение этому содержится в самом стихе, где сказано: «Она же в горечи душевной молилась Г-споду», в трактате Бава Батра (16б) говорится, что не наказывают человека за поступки, совершенные в состоянии беды.

Пишет Хатам Софер в «Драшот на Рош а-шана», что каждая мама хочет, чтобы у нее был ребенок, который позаботится о ней на старости лет. И это тоже нормально. Но, говорит а-Нецив, Хана стала горевать еще больше, когда поняла: Элькана всегда полагал, что именно поэтому она молится Всевышнему о ребенке. Сказал ей Элькана: “Отчего ты плачешь? Я наполню наш дом такой же радостью, какой наполняют его десять детей”. Ответила ему Хана: “Если ты говоришь так, значит, ты никогда не понимал, о чем я молюсь девятнадцать лет. Я не хочу ребенка, чтобы просто стать матерью, чтобы утолить глубокую боль бездетной женщины. Я хочу ребенка, который освятит имя Всевышнего в этом мире, будет великим мудрецом Торы и праведником, принесет избавление моему народу. Не для себя я прошу”.

Подобным образом поясняют молитву Ханы и то, почему она страдала, рав Хаим из Воложина и адмор из Ожерова.

«Даже когда Хана была в тяжелом душевном состоянии, смогла превозмочь себя и сконцентрироваться не на своем страдании, а на страдании Небес из-за ее беды. Ведь сказано в трактате Санедрин (46а), что когда еврей чувствует боль, то и Шхина чувствует ту же боль. Поэтому Хана просила избавления не для себя, а чтобы Шхина перестала ощущать ее боль». («Нефеш а-хаим» 2:12).

«Не сказано: «וַתִּתְפַּלֵּל אל ה» — «Молилась Г-споду», сказано: «וַתִּתְפַּלֵּל עַל ה» — «Молилась о Г-споде», так как за просьбой дать ей детей скрывалось лишь намерение отстаивать честь Небес. Потому что, когда человек находится в беде, то эта беда в той же мере касается и Шхины, как сказано об этом в трактате Санедрин (46а). И говорят от имени Бааль Шем Това, что молитва нужна Небесам еще в большей мере, чем в ней нуждается сам человек. Потому что Шхина ощущает страдания, даже когда страдают нечестивцы. Творец создал этот мир, чтобы одарять добром Свои создания, так как Он стремится лишь к благодеянию. Получается, что Он жаждет наших молитв, так как с ними Он связал раскрытие Своего благодеяния. Так реализуется Его главное желание – одарять добром созданный Им мир.

И когда человек молится о своих бедах, намереваясь тем самым прекратить страдания Шхины – такая молитва не может остаться неуслышанной. И такой была молитва Ханы, которую волновала честь Небес, а не личная беда. И об этом говорится в «Мидраш Шмуэль». Сказали Хане: “Ты просишь детей умных, мудрых и великих праведников. Не слишком ли много для женщины, которой хотя бы просто сына получить?” Отвечала им Хана: “Не много. Потому что я прошу не для себя. Я прошу сына, который возвеличит славу Всевышнего”. («Бэер Моше»).


http://www.beerot.ru/?p=19017