ТАНАХ рассказывает — Эзра — Непропорциональное соотношение коэнов и левитов

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1880

Вторая глава книги Эзры практически полностью состоит из огромного списка людей, вернувшихся из изгнания в землю Израиля. В этом списке есть множество групп, на которые распределяются репатрианты – в связи с их происхождением (или с проблемами в доказательстве происхождения), а также по принципу отношения к определенному колену.

После того, как перечисляются лидеры народа Израиля, возглавлявшие ту волну возвращения, в списке следуют представители колен Йеуды и Биньямина, и, по некоторым мнениям, представители всех других колен. Начиная с тридцать шестого стиха следует перечисление семейств коэнов, а с сорокового стиха приводятся имена левитов. И эти стихи, а точнее, отсутствие пропорции между количеством священнослужителей и левитов, вызывают изумление.

Коэны и левиты принадлежали к колену Леви. Все коэны являются потомками одного представителя колена Леви – Аарона, брата Моше. Соответственно, соотношение коэнов и левитов должно быть больше похоже на соотношение одного семейства и целого колена, включающему в себя множество семейств. Но в нашем случае все обстоит с точностью до наоборот! Если сосчитать количество священников, то получается 4342 коэна, при этом количество левитов не достигает и 350 человек!

В восьмой главе рассказывается о еще одной, более поздней и менее многочисленной волне возвращения в Землю Израиля – группе Эзры. Возвращение этой группы состоялось 24 года спустя первой волны под руководством Зерубавеля. Говорится, что в этой группе вообще не было ни одного левита (Эзра, 8:15): «И собрал я их к реке, впадающей в Ааву, и стояли мы там три дня, и приглядывался я к народу и к священникам, и не нашел я там никого из потомков Леви»! Когда же Эзра обращается с просьбой к Идо, главе еврейской общины местности Касифья, что оказалась у них на пути, чтобы тот поискал левитов, желающих присоединиться к их группе, то тот находит. Сколько? 38 человек! Раши в трактате Кидушин поясняет, что вернуться решили только те левиты, которые родились в земле Израиля.

Во второй главе книги Эзры также говорится, что всего вернувшихся было 42000. При этом Абарбанель утверждает, что здесь речь идет только о мужчинах старше двадцати лет, как при выходе из Египта. Тогда, с учетом женщин и детей, число евреев, вернувшихся в землю Израиля, могло быть более 200 тысяч. Однако это лишь усиливает вопрос: почему количество левитов (относительно числа коэнов) было так мало, и чем объясняется это несоответствие?

Разницу между жизнью евреев в Персидской империи и жизнью вернувшихся из изгнания в Иудею очень лаконично и красноречиво описывает Раши в трактате Кидушин (69б): «В Вавилоне (имеется в виду вся Персидская империя) евреи жили в достатке и в спокойствии, а поднявшиеся в Иерусалим жили в бедности, утруждаемые тяжелым трудом и в страхе перед окружающими». Таково было положение, и это объясняет небольшое количество смельчаков, решивших вернуться. Это были евреи, движимые идеей возрождения еврейской жизни на Святой Земле, идеей возведения Второго Храма, а также те, кто родились и выросли в Израиле и, невзирая ни на какие трудности, жаждали вернуться на свою родину. Были и те евреи, которые надеялись открыть новую страницу в своей жизни, потому что жизнь в Вавилонии в силу разных причин не сложилась.

Рамбам («Илхот Трумот», 1:1) пишет, что пророки постановили отделять трумот и маасрот в земле Шинар (Вавилоне), потому что это близко к земле Израиля, и было много евреев, перемещающихся между ними. Позже мудрецы ввели подобное постановление и в Египте, Амоне и Моаве, потому что они прилегают к земле Израиля. То есть и коэны, и левиты могли получать полагающиеся им труму и маасер как в земле Израиля, так и в ближайшем зарубежье, как во время существования Храма, так и без него. Однако с возвращением в Святую Землю у коэнов резко меняется положение, потому что у них (в дополнение к труме) добавилось еще много подарков, связанных с Храмом и Святой Землей.

Очевидно, положение коэнов в Земле Израиля заметно улучшается, что объясняет достаточно высокое их число среди репатриантов. А вот положение левитов никак не изменилось, и они могли получать положенный им маасер там, где есть комфортная жизнь.

Мы уже сказали выше, что вернувшиеся из изгнания столкнулись с массой проблем: необходимость начинать все с нуля, бедность, постоянные угрозы со стороны окружающих народов. Отсутствие мотивации у левитов понятно. Кроме указанных проблем, они, в отличие от коэнов, ничего не выигрывают. Приведем один стих, из которого хорошо видно то, насколько жизнь левитов и, соответственно, их служение в Храме зависели от приношений (Нехемия, 13:10): «И узнал я, что доля левитов не отдана, и разбежались они – каждый к своему полю: левиты и привратники, исполняющие работу (в Храме)».


http://www.beerot.ru/?p=17892