ТАНАХ рассказывает — Эзра — Поименный список вернувшихся

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1784

Во второй главе книги Эзры за перечислением лидеров народа следуют два больших списка вернувшихся, и первый делится на две группы. Родословная здесь отмечена по двум принципам: в первой группе евреи перечислены по принадлежности к определенным семьям, во второй – по принципу мест проживания предков в земле Израиля. Это было сделано для будущих поколений, чтобы сегодня мы могли знать, кто из какой семьи происходит. Лишь единицы могут похвастаться сегодня знанием своих корней вплоть до тех далеких времен. Но, тем не менее, эти списки очень важны, потому что являют собой важное свидетельство.

В главе Пинхас (Бемидбар 26:5) рассказывается о пересчете сынов Израиля в степях Моава, перед входом в Святую землю. Этот пересчет был осуществлен Моше и Элазаром-коэном, и вот, что пишет о нем Раши: «После выхода из Египта народы оскорбляли евреев, говоря: “Как могут они определять свою родословную по своим коленам? Неужели они думают, что египтяне не имели власти над их матерями? Раз они властвовали над ними, то тем более над их матерями!” Поэтому Всевышний возложил  Имя Свое на них: добавил букву эй в начале имен их семейств и букву йуд в конце. Тем самым Он засвидетельствовал, что они действительно сыновья своих отцов. И таково значение сказанного Давидом (Теилим 122:4): «Колена Г-спода, свидетельство для Израиля», – это Имя (из двух букв – йуд и эй) свидетельствует об их принадлежности к коленам».

В свете этого наша глава в книге Эзры приобретает особый смысл. Известно, что немало сыновей Израиля ассимилировались за время Вавилонского изгнания. Но в этих стихах отмечаются семьи, не запятнавшие себя смешанными или незаконными браками. Они могли доказать свою родословную, и их происхождение не вызывало никаких сомнений.

А вот иная ситуация. В конце главы (2:61-63) перечисляются коэны, которые не могли точно доказать свое коэнское происхождение. Там, в Вавилоне, они подпадали под статус коаней хазака – коэны по семейному преданию, не имеющие подтверждающих документов (этот же статус имеют практически все современные коэны). Но теперь, с возвращением в землю Израиля и возведением Второго Храма, с такими коаней хазака возникала серьезная проблема. Они не могли ни приносить жертвы, ни есть от них. Поэтому сказано (Эзра 2:62): «Эти (священники) искали запись свою о происхождении, но она не была найдена, и были отлучены они от священства».

Представители каких колен поднялись в землю Израиля

Абсолютное большинство вернувшихся в землю Израиля – это представители двух колен: Йеуды и Биньямина. Как уже говорилось, в списке есть два вида перечисления. С третьего стиха и до двадцатого евреи перечисляются в соответствии с их семьями. «Потомки Фароша – две тысячи сто восемьдесят два, потомки Шефатьи – триста семьдесят два, Потомки Араха – семьсот семьдесят пять». Но, начиная со стиха двадцать первого и до тридцать пятого, перечисление ведется соответственно местам проживания их предков или их самих до изгнания. «Уроженцы Бейт-Лехема – сто двадцать три, жители Нетофы – пятьдесят шесть, жители Анатота – сто двадцать восемь». Кроме некоторых исключений, по именам перечислены сыновья колена Йеуды, а отпрыски колена Биньямина, кроме первого в списке иудейского Бейт-Лехема, по именам городов Биньямина, откуда были их корни.

В пятом стихе первой главы говорится: «И поднялись главы семейств Йеуды и Биньямина, и коэны, и левиты – все, чей дух побудил Б-г подняться отстраивать дом Г-сподень, что в Иерусалиме». Из этого стиха следует, что вся группа вернувшихся в Цийон распределялась между отпрысками трех колен: Йеуды, Биньямина и Леви. В подтверждение этому также приводится первый стих главы четвертой: «И услышали враги Йеуды и Биньямина, что (бывшие) изгнанники строят Храм Г-споду, Б-гу Израиля …». Не сказано «враги Израиля», а именно «враги Йеуды и Биньямина».

Однако последний стих второй главы подсказывает нам, что пока рано делать выводы. «И поселились священники и левиты, и кое-кто из народа, и певцы, и стражи ворот, и подданные в городах своих, а весь Израиль – в своих городах». Вернувшиеся из изгнания именуются «весь Израиль», из чего можно сделать вывод, что среди них были представители и других колен. Еще к подобному выводу подталкивает и следующий стих, открывающий третью главу: «И наступил седьмой месяц,- а сыны Израилевы были в городах, — и собрался в Иерусалим весь народ как один человек».

Ключ к правильному ответу, возможно, находится в стихе шестьдесят четвертом второй главы, где приводится общее число всех поднявшихся из изгнания в землю Израиля. Называемая цифра – сорок две тысячи триста шестьдесят. Комментаторы суммировали всех перечисленных в списках, как поименно, так и по месту проживания, и у них получилось большое несоответствие. Всего вышло не более тридцати тысяч человек. А что с другими двенадцатью тысячами? Поясняя это несоответствие, говорит Раши, что среди двенадцати “лишних” тысяч евреев находились представители других колен народа Израиля, а такое общее их перечисление, объясняется немногочисленностью представителей от каждого из колен. Правда, это пояснение вызывает новые вопросы. Даже если все так, как сказал Раши, то все же что мешало перечислить всех по их родным коленам, или хотя бы написать: «а от остальных колен всего двенадцать тысяч»? На эти и другие  вопросы нам еще предстоит найти ответы.


http://www.beerot.ru/?p=19560