ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Ультиматум Ханы. Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1833

Приведенные в предыдущем выпуске слова не могут не вызвать изумления или даже трепета. Как Хана, одна из семи пророчиц народа Израиля, могла позволить себе буквально шантажировать Небеса? Пусть даже существует способ получить ребенка, спровоцировав мужа на ревность и выполнение проверки сота. И пусть этот путь установлен самим Всевышним, и нет никакого сомнения, что это работает. Но разве не ясно, что, если этот процесс будет реализован искусственно, то это ни за что не принесет благословения. Разве может ребенок, полученный путем шантажа Всевышнего, быть благополучным, разве сможет принести ожидаемую радость? Ведь не дано перехитрить Всевышнего.

Все это верно, и поэтому многие великие мудрецы Торы приложили усилия, чтобы объяснить и оправдать такое поведение пророчицы Ханы. Приведем пояснения некоторых из них.

«Пней Йеошуа» в комментариях на трактат Брахот (31б) говорит, что в действительности Хана не собиралась реализовывать свои угрозы. Она лишь утверждала, что стоит дать ей ребенка естественным путем, потому что даже у нечестивых женщин есть возможность добиться этого, пусть и не самым прямым путем.

А-Нецив так поясняет действия Ханы: «Ясно мне, что Хана в действительности не собиралась нарушать закон йихуда. Но и варианты, что Хана не нарушила бы запрета Торы – например, намереваясь уединиться, когда муж в том же городе, или уединиться с несколькими мужчинами – так же видятся мне неприемлемыми. Даже если в подобных действиях нет запрета йихуда, все равно такой поступок выглядит очень безобразно. И еще: во время проверки соты с листа Торы стирается в воду имя Всевышнего. И как можно искусственно причинить стирание имени Всевышнего, написанного в святости в главе Насо? И не может быть, чтобы такой поступок не обернулся бы для женщины бедой. Поэтому видится мне, что Хана позволила себе поступить так, потому что почувствовала, что она была месукенет – близка к смерти в результате крайнего отчаяния, как сказано: «Она же в горечи душевной молилась Г-споду и горько плакала». Ее состояние было подобным состоянию Рахели, которая сказала Яакову: «…дай мне детей; а если нет, я умираю» (Берешит 30:1), что означало, что она попросту не в силах больше вынести этого испытания, когда зависть тяжела как смерть». (Сборник респонсов «Мешив давар» 4:17).

“Брешь” в Торе.

Но после объяснения поведения Ханы может создаться впечатление, что в системе управления миром, созданной Творцом, существует что-то наподобие “бреши”. Даже если очевидно, что невозможно добиться благословения от Небес путем шантажа, все же получается, что существует такая опция для доведенных до отчаяния или для нечестивцев, которых последствия обычно не волнуют.

Этот вопрос задает «Цлах», и он утверждает, что на самом деле нет никакой проблемы, и вот почему. Как уже приводилось выше, муж может заставить жену пройти проверку соты, чтобы она была вновь разрешена ему для нормальных супружеских отношений. Но это только если он этого хочет. В реальности же, скорее всего, муж не захочет устраивать этой проверки. Он просто разведется с так безобразно ведущей себя женой. Однако у Ханы была опасная ситуация, и без того угрожавшая ей разводом. В мидрашах говорится, что Хана была бездетна девятнадцать лет. Существует алаха, что если супруги прожили в браке более десяти лет и не нажили потомства, то, возможно, для них будет лучше, если они разведутся. Каждый сможет попытать счастья в другом браке, и тогда один из них, а, может быть, и оба удостоятся чести привести детей в этот мир. Утверждает «Цлах», что у Ханы не оставалось выбора, потому что она опасалась, что Элькана разведется с ней. Но во всех других ситуациях ни одна женщина не станет рисковать счастьем семейной жизни в обмен на легкие роды или ради высоких детей.

(Окончание следует).


http://www.beerot.ru/?p=18450