ТАНАХ рассказывает — Эзра — Необходимость демонстрации лояльности

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1700

Конечное число всех вернувшихся из Вавилонского пленения равнялось сорока двум тысячам. Однако, проверив списки семейств, комментаторы обнаружили  несоответствие, потому что по этим спискам можно насчитать лишь чуть более тридцати тысяч. Кто были те дополнительные двенадцать тысяч?

В объяснении этого несоответствия комментаторы  разошлись во мнениях. Раши считает, что двенадцать с лишним тысяч – это евреи, принадлежащие к десяти коленам Израиля (изгнанным намного раньше, чем Вавилон пленил жителей Иудеи), которые присоединились к возвращающимся.

Мальбим считает, что не все евреи вернулись с первой группой Зерубавеля. Основная, первая группа, насчитывала около тридцати тысяч. А после нее были еще группы и семейства, что позже прибыли в Землю Израиля. Количество этих евреев и равнялось двенадцати тысячам.

Из слов Раши следует, что среди вернувшихся евреев находились представители всех двенадцати колен. Но тогда возникает вопрос, почему их не перечислили в соответствии с принадлежностью к своему колену, наравне с коленами Йеуды и Биньямина? Ответить на этот вопрос станет возможным, если пролить свет на обстановку, царившую тогда вокруг возвращения евреев на родину.

Вот мы рабы, и мы в большой беде.

Далее, в девятой главе сказаны слова, из которых каждый может сделать вывод о положении дел у евреев, вернувшихся из Вавилонского изгнания. «А теперь ненадолго настало помилование от Г-спода Б-га нашего, чтобы дать нам спасение и дать нам обосноваться на святом месте Его; дал просвет глазам нашим Б-г наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем, Ибо рабы мы. Но и в рабстве нашем не оставил нас Б-г наш, и даровал нам милость царей Параса, чтобы ожили мы, чтобы поднять дом Б-га нашего и отстроить руины его, и дать нам ограду в Иудее и Иерусалиме» (Эзра, 9:8,9). «Ибо рабы мы» — так описывает Эзра положение своего народа.

О том, насколько жестко контролировали персидские власти своих подданных, свидетельствуют еще несколько фактов. Уже упоминалось в первой главе о том, как было приказано возводить стены Второго Храма. После каждых трех рядов камней следовало укладывать ряд из дерева. Такое приказание могло быть дано лишь с одной целью. В случае, если евреи поднимут бунт и укроются за крепостными стенами, не нужно будет тратить силы на штурм и осаду. Достаточно будет лишь выжечь деревянные части стен, а дальше они рухнут сами.

Еще один момент говорит сам за себя. В Мишне (Мидот, 1:3) приводится список ворот, через которые можно было подняться на Храмовую гору.  «Через пять ворот поднимались на Храмовую гору и спускались с нее. Двое ворот Хульды, с южной стороны. С западной стороны врата Кипонос. Врата по имена Тади, с севера. С восточной стороны были ворота Шушана». Пишет «Тиферет Исраэль»: «Когда евреи возвели Второй Храм, то над этими воротами сделали изображение Шушана, города-столицы персидской империи. И сделали они это из уважения к персидским властям, дабы это напоминало им о том, кто позволил им вернуться в Святую землю, и о том, кому они принадлежат». Еще один факт из жизни наших праотцев, указывающий на то, насколько велика была зависимость евреев от их господ.

И наконец, вот слова из второй части книги Эзры, книги Нехемии. «Вот ныне рабы мы, и на земле, которую дал Ты отцам нашим, чтобы питаться плодами ее и добром ее – вот, мы рабы на ней. И множит она урожай свой для царей, которых поставил Ты над нами за грехи наши, и владеют они телами нашими и скотом нашим по воле своей; а мы – в большой беде» (Нехемия, 9:36,37). Уже прошли десятки лет после первой волны возврата, но слышаться все те же слова – «вот мы рабы на ней…», «…и владеют они телами нашими и скотом нашим по воле своей; а мы – в большой беде».

«Конспирация» в отношении остальных колен Израиля.

Враги Иудеи трудились не покладая рук, чтобы всеми возможными путями помешать возведению Второго Храма, используя все средства, главным образом, наветы и доносы. Поэтому евреям ничего не оставалось, как использовать те же каналы. Они слали письма персидским властями, содержавшие извинения и оправдания, и доказательства того, что ни в коем случае они не стремятся выйти за рамки дозволенного властями, и что их действия по возведению духовного центра не содержат никаких намерений бунтовать.

Возможно, приведенные выше стихи и факты могут объяснить, почему лидеры народа Израиля всячески воздерживались от упоминания Зерубавеля как законного наследника престола Иудеи. И, может быть, Эзра намеренно не упоминает обо всех коленах, вернувшихся и расселившихся далеко за границами пахвы Иудеи, чтобы не давать лишний раз повода для наветов. Пусть у властей сохраняется впечатление, что пришли лишь два колена, и что речь не идет о массовом возврате евреев на свою родину и восстановлении былой мощи Израильского Царства.


http://www.beerot.ru/?p=20693